Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Бабушка

В небольшом, недавно отремонтированном помещении толпился народ. Посетители собирались в группки, что-то встревожено обсуждали, тянули шеи к стенду с вывешенными образцами для написания заявлений, кое-кто писал эти заявления. Кто-то держал уже готовое, вложенное в паспорт.
Тут и там, около стены, в углах, а то и прямо в середине зала, на полу громоздились пакеты, сумки, рюкзаки, набитые продуктами.
Сумки, как и люди, ожидали своей участи: вместе с людьми стояли в очереди к трем маленьким оконцам с деревянными подоконниками. Когда подходила очередь, и проситель оказывался у вожделенного оконца, он наваливался на подоконник локтями и грудью, всем телом, норовил просунуть голову в отверстие, именуемое окном, насколько было возможно, словно боясь пропустить хотя бы слово из сказанного приемщиком.
Было душно. Запах стоял специфический: не больничный, не запах овощного магазина времен застоя и не запах старого подъезда, давно не ремонтированного и немытого.
Пахло так, как пахнет в подвале КПЗ. Кто там бывал (спаси вас Господь!), тот знает и не забудет этот запах. С чем его сравнить? С ощущением беды, беспомощности, тревоги, неопределенности?
Да, всю описанную картину можно было наблюдать в пункте приема передач следственного изолятора, именуемого странно: «Тихая гавань».
Посетители этого заведения, женщины и мужчины, реже молодые, чаще среднего возраста и старше, переговаривались, кивая друг другу с пониманием и сочувствием. Кто-то молча слушал, напряженно всматриваясь в говорившего, силясь понять и запомнить сказанное.
Вдоль стен комнаты тянулась скамейка, и самые проворные ожидали своей очереди сидя.
У самых дверей, зажатая стеной с одной стороны и полной женщиной с другой, сидела старушка.Несмотря на лето, июль месяц за окном, она была тепло одета: темно-зеленое пальто, такого же цвета платок, низко надвинутый на глаза. Старушка сидела сгорбившись, голова была опущена, в правой руке она держала матерчатый мешок, в котором угадывалось содержимое –немного продуктов. Левой рукой она опиралась на палку.
Старушка не двигалась и вроде бы не замечала шум и суету снующих вокруг нее людей. Можно было подумать, что она замерла или просто заснула, и от этого положение ее представлялось еще более отчаянным и беспомощным. Однако, присмотревшись, можно было увидеть, что губы ее медленно шевелились, пытаясь что-то выговорить или спросить.
Кто-то из людей неравнодушных и сердобольных, наклонившись к ней, громко спросил:
- Что тебе, бабушка? К кому ты пришла?
Старушка качнулась, медленно, словно приходя в себя, подняла голову и сказала:
- К внучку… Внучку передачку принесла…
- Куда стоишь, бабуля, в какое окошко? – снова был задан вопрос.
- Не знаю…
и чуть погодя, добавила:
- Что делать-то надо?...
Старушка медленно переводила взгляд с одного лица на другое. Какое там написать заявление о передаче для внука! Глаза, воспаленные и слезящиеся, отказывались разглядеть что-либо в написанных мелким шрифтом текстах. Натруженные, изломанные старостью и тяжелой работой, руки дрожали, с трудом удерживая палку. Да и был ли у нее с собой паспорт?
- А что, бабушка, прийти сюда кроме вас некому? – спросил участливый голос.
Вопрос задан был громко, чтобы она его расслышала: слух, ко всему прочему , у нее тоже был слабый. Но вопрос все же был услышан.
- Некому, одна я у него… Отец с матерью померли,… от пьянки. Сначала отец, потом и мать…. Одна я у него… Не доглядела….
-И сколько же лет внуку?
-Восемнадцать было, девятнадцатый пошел…
-И за что его сюда?
-Схулиганил, украл что-то... Чем жить-то?... Есть хотелось…
Люди, невольно слышавшие этот разговор, кто сочувственно, кто равнодушно, кивали. Каждый уносясь мыслями в свой случай, свое горе, понимал, что у старушки ситуация совсем гиблая, безнадежная.
И как ни удивительно, именно такие, вроде бы неразрешимые ситуации, заставляют людей преображаться, оживать.
Толпа вокруг несчастной погудела, обменялась разными мнениями, предположениями и советами и выдала решение: надо идти к дежурному офицеру СИЗО и просить, от лица народа, чтобы приняли у бабушки для внука передачу и без очереди!
Что удивительно, после таких вот взлетов человеческой доброты вокруг становится светлее, легче дышится. И уже не замечаешь грязи вокруг, и запаха не чувствуешь, и бранной речи не слышишь. И лица людей вокруг – человеческие. И сами человеки – сильные, добрые и все им по плечу.
Значит нужны слабые и беспомощные, ведь именно они делают нас остальных сильными, и мы, благодаря им, слабым и беспомощным, начинаем видеть в себе то, что достойно уважения.
А старушек таких на Руси всегда было много и сейчас много. Получается, нужны они нам: бабушки и дедушки, старики и старушки, внуки и внучата, нуждающиеся в нас. Во внимании и помощи нашей, защите нашей. А потому и сила наша найдет свой источник, и источник этот не иссякнет, и Россия наша жива и жить будет.

Категория: Рассказы Автор: Ольга Чусова нравится 0   Дата: 12:11:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru