Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?




Конкурс №14 коротких рассказов и стихов
Все кроме любовной лирики. Текст ЗАГЛАвными буквами меняется программой на произвольный обычным шрифтом. Спасибо. Итоги 1 февраля 2019 г.











Культурная иллюзия России

«Культура» происходит от латинского «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века. В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма». Подходы к осмыслению феномена культуры: 1)Деятельный: культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека. 2)Аксиологический (духовный):культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека. 3)Семиотический (знаковый): способность культуры выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью. 4) Социологический подход: культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры. 5) Гуманитарный подход: выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.
К сожалению, современная культура общества, а особенно молодёжи, находится в состоянии упадка. По крайней мере, так считает старшее поколение. Мне не раз приходилось слышать: «Да, времена уже не те, нынешняя молодёжь безграмотная и некультурная. То ли дело, в наше время…». Возникает сразу вопрос: «А что, в то время не было хулиганов, малообразованных людей?». Общество не может быть идеально. Во все времена были, есть и будут низшие слои населения, не стремящиеся расти духовно и личностно. Да, молодёжь сейчас больше использует иноязычных слов в общении, что приводит к засорению русского языка. Да, культурная жизнь обедняется. Да, отношение к старшему поколению стало неуважительным и напряжённым. Но давайте не ставить всех в один ряд! Сначала нужно разобраться, почему молодые люди себя так ведут? Возможно, у ребёнка в детстве не было примера родителей с хорошими манерами. А может быть, такое поведение - всего лишь протест, против грязного современного общества, в котором на смену высоким порывам души пришли деньги и власть?
Чего только стоит современная реклама. Вместо того, чтобы думать о Толстом и Достоевском, голова забита пропагандой сигарет и пива. И в самом деле, а какое же вкуснее, «Клинское» или «Балтика»? Вот главный вопрос, мучающий современную молодёжь. Переход телевидения на самоокупаемость привел к тому, что эфир заполняется тем, что лучше смотрится, а рейтинг определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека. Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов.
Нападки на подростков со стороны взрослых не напрасны. Ведь кто такой взрослый человек? Это не только тот, кто нашёл себе более – менее подходящую по амбициям работу и родил ребёнка. В первую очередь, взрослый - это личность, нашедшая своё жизненное призвание. Это человек, который многое знает и умеет передать свой опыт молодому поколению. В большинстве случаев, взрослые так и не достигают своего предназначения, оставаясь большими детьми. Вот как раз они и ищут все недостатки в молодёжи, обвиняя во всех грехах. Как можно судить о культуре, о высоком, если сам не имеешь к этому никакого отношения? Если сам пьёшь и куришь, нецензурно выражаешься, не читаешь книг и не ходишь в театр? Если твоё главное в жизни счастье – прийти после работы, упасть на диван и посмотреть скучный сериал? Как писал Э. Шейн в своей книге «Организационная культура и лидерство»: «… чтобы постигнуть культуру, нужно в начале понять самого себя».
Культура – это сочетание материальных и духовных ценностей. Последние, представляют особое значение в развитии общества. К ним относят произведения искусства, достижения науки, нормы нравственности, религию. Вообще, понятие культуры появилось не на пустом месте. Это результат человеческой деятельности, манеры общения (этикет), способы проявления своих чувств и эмоций, уровень мышления. И чем выше эти показатели, тем человек образованнее и ближе к самосовершенствованию. Но вернёмся в современное общество. Каким же оно представляется нам сейчас? Множество телевизионных передач и газетных статей повествуют нам о низком духовном и культурном уровне населения. Так ли это на самом деле? А, может быть, нашим политическим деятелям это выгодно? Ведь проще заставить людей поверить в обнищание культурной жизни, чем предпринимать какие-то действия, для её улучшения. Видимо, стране не нужны светлые умы. А почему? Да всё потому, что культурный, образованный и неглупый человек может «поднять бунт на корабле», может потребовать лучших условий для жизни. Происходит скрытое превращение нашего народа в серую массу зомбированной рабочей силы, для удовлетворения всех потребностей власти. Закрывают детские сады, сокращают бюджетные места в техникумах и ВУЗах. Все детские секции и кружки стали платными, и далеко не каждый родитель может «потянуть» их по стоимости. Вот такой представляется ситуация сегодня. И после всего этого смешно задавать вопрос: «Почему у нас молодёжь такая безграмотная?»
Но не всё так плохо, как кажется на первый взгляд. Да, денежный вопрос стоит на одном из первых мест. Но, извините, кушать хочется всем. Молодое население, стараясь выживать в прогнивающем под материальными ценностями обществе, всё же развивается и стремится к прекрасному. Высказывания некоторых «взрослых» людей, что подростки ни чем не интересуются, пьют, курят и ругаются матом, уже давно устарели. Сегодня это не модно. Технический прогресс не стоит на месте, как и не угасает стремление молодёжи чего-то добиться в жизни, стать по-настоящему взрослыми, образованными людьми. Помимо сотовых телефонов, компьютеров и интернета нас всё ещё интересуют учебники и книги, произведения известных классиков. Нам хочется творить, любить, наслаждаться жизнью. Неправда, что пропадая в интернете, человек глупеет. Там тоже очень много полезной и нужной информации. Это всего лишь удобство современной цивилизации. Недавно, окунувшись ненадолго в социальную сеть, я просмотрела электронные странички своих друзей и знакомых. Каково было моё удивление, когда я узнала, что многие из них пишут стихи, поэмы, музыку. Пусть многое, пока, звучит наивно, просто и кривовато. Но, уважаемые взрослые, не судите строго. Мы только начинаем жить. И нам хочется, чтобы нас принимали такими, как есть, верили в нас. Чтобы деньги и жажда власти напрочь не затмили вам глаза, души и сердце. Чтобы вы передавали нам свой опыт, знания и жизненную мудрость. Возможно, только тогда наш мир поднимется из грязи тщеславия, мы перестанем завидовать по - чёрному знакомым и друзьям и наступать на горло любому, кто стоит у нас на пути. Ведь только объединив усилия, помня свою историю и культуру прошлых поколений, можно сохранить нашу единую нацию человечества.
Закончить хочется словами С. Л. Рубинштейна: «Понять по-настоящему человека и межлюдские отношения, чтобы сделать их совершеннее – это всё же самая человечная и самая прекрасная из всех задач».


Библиография:
1)Белик, А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. Пособие. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2001.
2)Основы культурологии: Учебное пособие/ Отв. ред. И. М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС. 2005.
3)Шейн Э. Г. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. – Питер.2008.
Категория: Статьи Автор: Ирина Богатова нравится 0   Дата: 15:11:2011


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru