Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Как Иван бабу Ягу лечил


В огромном лесу, где вековые деревья шатаются от ветра, а зверь лесной
идет своей тропой, шумит река и разбивает об камни волны. Там небо полное
тучек манит взгляд солнцем и синевой. Там тишина пугаемая пением птиц и аромат смолы, текущей тягучей капельки по стволу ели. В этом сказочном лесу вдруг исчез громкий писк комара, а за ним исчезло все вокруг. Притаился лесной народ, попрятался в норки и берлоги, слушая крик бабы Яги. Даже маленький комарик замолчал, боясь гнева хозяйки леса. Всему виною был зуб, который разболелся у лесной старушки. Никакие отвары не помогли, а заговор старинный лишь на время остановил боль. От старости своей не слушается ведьму зуб, болит и все тут. Лютует из-за этого баба Яга. Идет по лесу, шишки сбивает, ветки еловые нагибает. Злится, а боль становится хуже прежней.
Коснувшись рукой гнезда лесной птицы, сбила его с ветки. Даже не посмотрев, кто в нем, пошла дальше. А в нем птенчики были маленькие. Выпали они на землю, суетятся, крылышками машут, а взлететь не могут. Бегают одни одинешеньки, щебечут, маму зовут. Она сразу на крик прилетела с дальнего озера, рыбку в клюве принесла. Видит, на ветке нет гнезда. Заглянула под неё, увидела малышей своих. Стала вокруг летать, а помочь ничем не может. А птенчики не умолкают, беду на свою голову кличут. Услышала тот крик лиса. Прибежала, прижалась к земле, боясь острого клюва мамы птички, стала красться. Облизывается, черным носом своим к птенчикам приближается. Увидели её малыши, притихли. Клацнули острые зубки рыжей хищницы.
Вот-вот бросится и схватит одного из птенцов. Пригнулась лиса, к прыжку приготовилась, радуется, что убежать не могут.
- Станете вы мне сейчас едой вкусной.
Не успела она договорить, как на полянку вышел Иван, торопящийся по своим делам. Видит, лиса к прыжку готовится, а перед ней птенчики малые. Птица в небе летает, на помощь зовет. Поднял Иван хворостинку, да как ударит по дереву возле рыжей лисицы.
- Пошла прочь хитрая. Не станут малые твоей едой. Иди охотиться в другом
месте, а про них забудь, потому что я им защитой стал.
Испугалась лиса, что следующий удар по её спине будет, поджала хвост и убежала прочь. Иван посмотрел, как рыжая исчезла в чаще лесной, собрал птенцов, погладил их серые перышки и посадил в гнездо. Залез на дерево и поставил гнездо на высокую ветку. Среди зеленой листвы самую толстую ветку выбрал, что бы птенцов малых больше никто обидеть не смог.
Слез обратно и хотел было идти дальше, как птица, оставив деткам рыбку, пойманную в далеком озере, спустилась к нему на землю. Поклонилась и говорит человеческим голосом:
- Спасибо тебе путник за деток моих. Не прошел мимо, слыша крики о помощи.
Свернул с тропинки и спас от беды неминуемой, от зубов хищницы. За это
возьми вот перышко.
Ушам своим не веря, посмотрел на птицу Иван и хотел перепуганный убежать. Да птица, взмахнув крыльями, в гнездо улетела, а на месте, где стояла, оставила перо из своего крыла. Собрался было идти дальше, не трогая белоснежное перышко, как остановил голос откуда-то сверху.
- Не смей его выбрасывать. Не простое оно, а волшебное. Для доброго сердца
нужное. От злых людей во мне было спрятано. Мне оно незачем, а вот тебе
сгодится. Когда нужда придет, кинь его на землю и то, что загадаешь, то и сбудется.
- Спасибо тебе лесная птица за подарок. Но вовсе не за него я деток твоих
спасал. Ты смотри за ними, приглядывай, а я пойду. Скоро дню конец, незачем
мне в лесу на ночь оставаться.
Помахал он рукой птице, а она ему крылом в ответ и пошел дальше. По тропинке из леса торопится, песню поет, солнцу улыбается, ягоды лесные срывает да в рот кладет. Вдруг крик чей-то страху нагнал, песню прекратил. Слышит Иван рычание зверя лесного далеко в лесу, от тропинки в стороне. Зверь тот не злобу и силу свою показывал, а от горя выл. Ну, делать
нечего, надо идти беднягу выручать. Шагнул с тропы еще глубже в лес Иван и
пошел куда глаза глядят, да откуда вой слышен. Долго ли шел иль нет,
не заметил. Остановился Иван у высокого оврага, в деревьях поваленных
спрятанного. Вышел из-за дерева и увидел, как стая волков кружится вокруг
волчицы. А та горемыка с места не встает, воет в небо, ни на миг не останавливается. Посмотрел он на нее, затем посмотрел в овраг, а там двое
волчат малых. По склонам каменным оврага лапками царапаются, вверх
бедолашные скулят, мордочкам тыкаются друг в друга, хвостиками виляют, помощи просят. Не побоялся Иван волков подбежавших. Обнюханный со всех сторон, погладил волчицу, снял пояс и привязал один конец к дереву, а второй сбросил в овраг. Перекрестился и полез за волчатами в яму. Сбивая камни ногами, отталкиваясь от стены, добрался до дна. Там положил волчат за пазуху, перекрестился и стал вылазить. Путь назад легче был, потому что глаза видели, куда ногам прикасаться, в какие расщелины становиться. Выбрался Иван из оврага чуть поцарапанный, отряхнулся от пыли, пояс от дерева отвязал и волчат отпустил. Те из рук выскочили, да обгоняя друг друга, к маме счастливой подбежали. Зверь своему счастью не верит, щенят облизывает, за ухо прикусывает. Постоял Иван чуток, полюбовался на ласки звериные, и хотел было дальше пойти. Как волки его окружили, идти не дали, а заставили выслушать:
- Спасибо тебе Иван, - сказала волчица человеческим голосом. - За то, что не испугавшись моих братьев серых, двух волчат из ямы вытянул. За это тебе пусть останется дырка на поясе от ветки дерева. Не со зла тебе это говорю.
- Да я знаю волчица.
- Не простая она, а волшебная. К чему прикоснется, тот станет малым или большим, как сам того пожелаешь. А теперь прощай Иван, добрый молодец.
- Спасибо за подарок, - ответил человек, глядя, как стая исчезла под низкими ветвями деревьев.
Иван обмотал пояс вокруг себя, да так, что дырочку от глаз спрятал. Поспешил на свою тропинку и пошел по ней дальше. Только не на ту тропинку зашел Иван и заблудился в чаще лесной. Видит, все деревья согнуты,
маленькие кусты поломаны. Корнями вверх среди всего этого кедр вековой из
земли торчит. Слышит, плачь чей-то надрывистый, будто спасите, кричит.
- Эх, раз заблудился, не буду спешить никуда и зверю помогу, - подумал Иван. Оглянулся назад, перекрестился, да и пошел навстречу плачу дитя звериного, малого, неразумного. Путь был не долгий. Вскоре раздвинул листья, пригнул ветку и увидел медвежонка сидящего перед мамой. Медведица вроде цела и невредима, но встать не может, деревом её поломанным прижало.
- Да что же это такое? – Вскрикнул Иван. – Кто столько боли и страдания в лес принес?
- То баба Яга лютует. Часть боли на лес отдает, часть с собой забирает. Улетела в своей ступе, чтобы опять вернуться.
- Боль то от чего у неё?
- Зуб болит столетний, последний. Никак выпасть не может.
- Зуб говоришь? Так это разве горе!
Погладил медведицу, положил сверху на дерево пояс свой дырочкой к верху и сказал:
- Пусть большое станет малым.
Тут же, как было говорено, огромное дерево превратилось в веточку.
Освободившись от тяжести, медведица встала. А медвежонок, не веря глазкам пуговичкам, посидел еще чуток, а потом бегом косолапый к матери. Радуется,
облизывается, носиком влажным об её нос черный трется.
А Иван пояс взял, который был уже без дырочки, и завязал вокруг себя. Стоит, смотрит на радость встречи звериную, а кругом ночь уже надвигается. Звезд
еще на небе нет, но солнце уже за поваленными деревьями к земле прикоснулось.
- Спасибо тебе Иван за жизнь, которую спас, не побоявшись остаться в ночном
лесу. За это я тебя выведу по тропе, которую только я знаю.
- Не за это я тебя спасал медведица. Знал, что медвежонок твой погибнет
без защиты матери. Его и благодари. То его слезы привели меня сюда, - сказал Иван и задумался.
- А знаешь что? Отведи ка ты меня не домой, а к бабе Яге, что в лесу живет. Дороги я не знаю, а вот ты медведица наверняка туда хаживала. Хоть и не просит она о помощи, но ей она точно нужна.
- Ты хозяин слов своих, будь по-твоему. Ступай за мной.
И пошли Иван, Медведица, да медвежонок по лесу к дому бабы Яги. Идут через поляну, мухоморами поросшую, через кусты волчьей ягоды, через ручей с мертвой водой. Идут, не оглядываются, потому что страшно до ужаса. Вокруг, по лесу черному стоят деревья без листвы. Тени по земле корявые стелятся, будто ждут кого-то, чтобы поймать гостя непрошеного. Так все трое пришли к кусту зеленому. Отодвинула медведица ветки лапой и Иван увидел вдалеке на полянке дом, в землю вросший. Возле порога цветы полевые колышутся и нет больше ни души вокруг. Свет в окошке горит, а за ним стон раздается.
- Спасибо тебе медведица. А теперь ступай прочь от греха подальше. Я же
пойду в дом к страдалице бабке.
- Зачем? Пускай мучается. Так ей и надо. Злая она, нехорошая.
- Может, злость её прогоню, а может, и сам сгину.
- Не оставлю тебя Иван, с тобою пойду. Погоди немножко, только медвежонку
своему накажу в кустах сидеть и никуда не вылазить.
Выслушав маму, медвежонок затих в кустах, а медведица с Иваном к дому
пошли. Не успели пол поляны пройти, как баба Яга человеческий дух учуяла, из избы выскочила. За зуб держится, колдовать не может, потому что щека
распухла, мешает говорить. Руками на них машет, а Иван в ответ и говорит:
- Поможем мы баба Яга твоему горю. Только когда боль твоя исчезнет, чур
нас не заколдовывать.
В ответ бабка перестала махать рукой и кивнула головой, показывая согласие.
Подошли они ближе, что бы не кричать на весь лес. Стали рядом с Ягой.
- Открой ка рот старушка, да покажи свою боль, - попросил Иван, слов своих не пугаясь.
Послушалась Баба Яга, платок развязала, капустный лист со щеки сняла и
рот, как могла, так и открыла. Видит Иван, нет зубов во рту кроме одного. Снял рубашку, да нить льняную из неё вытянул. Привязал один конец к ручке
дверной, второй же к зубу пристроил. Проверил, крепко ли держится.
- А ну медведица, открой дверь, - крикнул.
Сказанное было услышано. Схватил Иван бабку в охапку и не разжимает
объятий. Натянулась крепкая нить, тянет зуб изо рта, да тот никак не хочет вылазить. Бабка орет, из рук вырывается, только Иван крепко её держит. Медведица со все силы дверь толкает, но никак зуб вытянуть не может. Прилетел ветер в помощь медведице. Дернули они оба дверь, да только бабку с Иваном по дому протащили. Зуб старый, но крепкий - вылазить не хочет. Видит все это медвежонок, боится. Вылез из кустов и побежал к ним. Да по дороге в траве запутался и как ударится со всей силы в дверь - бабка сразу кричать перестала, а нить ослабла и упала на пол вместе с зубом. Боль прошла, подобрела Баба Яга, улыбаться начала. Подарила медвежонку бочонок меда липового. Взмахнула метлой, навела порядок в лесу. Теплотой ветра обласкала
каждого. Медведице наказала быть помощницей. Стоя рядом с Иваном на пороге дома, посмотрела, как уходят звери в лес, и тихо молвила:
- За то, что не побоялся меня старую и из беды выручил, проси что хочешь.
- Не за этим всем я шел сюда. Даже не за твоим спасибо. А пришел боль
прогнать и, сделав это, пойду домой обратно. Если хочешь помочь, выведи меня
из леса своего.
Бабка посмотрела на лес, на небо, на поле полное цветов, подумала и сказала:
- За твое сердце доброе отдам я за тебя замуж свою дочь. Только знай, что вначале спасти её красивую надо, а дело это не простое. Вон березку видишь одинокую, тонкую? Это она злым духом леса заколдована. Сумеешь расколдовать – уйдешь, а не сумеешь - в лесу моем останешься навечно.
Слышит Иван, плачет белыми капельками березонька, больно ей. Оставил бабку возле дома, да подошел к деревцу. По веточке провел рукой теплой. Та откликнулась, листочками зашевелила, нежно погладив в ответ лицо.
- Будешь ли моей женой дочь леса ласковая?
- Да милый Иванушка. За все дела твои добрые давно люб ты мне стал. Только тяжело мне быть березкой.
- Ну, злые чары мы прогоним.
Взял Иван перышко, что птичка подарила, бросил возле дерева и загадал желание. Все сделал правильно, как птицей было сказано. Исполнилось желание, превратилось дерево тонкое в красну девицу Настеньку. Полюбили они друг друга в тот же миг и не долго думая сели в поле, полном цветов луговых, чтобы сплетенные венки друг на друга надеть. А после была свадьба на всю округу звучная и в лесу волшебном долгожданная. Так Иван своей добротой лес от гибели спас, а себя от одиночества.


Категория: Рассказы Автор: Владимир Германздерфер нравится 0   Дата: 08:01:2013


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru