Наверно, в моем возрасте есть особые преимущества у бессонных ночей, потому что в такие вот ночи посещают философские мысли, много читаю, немало выпиваю кофе…Кстати, о моем любимом напитке. Я, вообще, не гурман, потому что истинные ценители растворимый кофе и за настоящий напиток не считают, но я ленивая, чтобы варить в турке настоящий кофе, а привыкла так… на скорую руку, поэтому и отдаю предпочтение растворимому. Так вот о нем, о любимом напитке. Несколько лет назад, будучи в гостях у детей в далеком Питере, подсела, как говорится, на финский кофе и совсем не потому, что он лучше других, – просто он мягче и ароматнее. И стала привозить его своим подругам, а дети несколько раз в год в посылки кладут несколько пачек этого удивительного напитка. Под санкции он не попал, потому как массово его в России не скупают, а я вот не могу отказать себе в удовольствии в три часа ночи заварить чашечку терпкого ароматного кофе и поразмышлять…
Вспомнила, как наш великий соотечественник, актер - русский еврей Михаил Козаков, вернувшись из Израиля назад, как-то в одном из интервью откровенно признался, что там ему не хватало московских кухонных посиделок, на которых столько всего переговорено, а сколько еще будет сказано… А еще он добавил, что русские люди, вообще, любят ругать свое правительство, президента – ну, власть, но не дай Бог кто затронет эту власть извне – тут сразу стена, такой всплеск патриотизма! Вот именно об этом феноменальном качестве русских людей, к которым отношу все национальности своей многострадальной Родины, мне и хочется поговорить.
В последние годы, по крайней мере так было до 2012-го, у нас не принято было особо выпячивать патриотические чувства, может быть, потому, что не было, как говорится, причины. А причины эта появилась неожиданно и совсем не оттуда, откуда можно было ожидать. Украина ударила нас не только ножом в спину, но и под дых. От нее такой отчаянной злости-ненависти мы не ожидали… От Эстонии, Латвии, Литвы могли ожидать, но от близких братьев-славян… не ожидали!
Первую неприязнь мы почувствовали в виртуальном пространстве - в Контакте и на Одноклассниках. Меня так и огорошили слова моей двоюродной сестры о том, что мы хотим завоевать весь мир и ослеплены желанием поработить свободолюбивый украинский народ, который обворовываем много лет - и нет на нас управы, но мир увидит, кто наш Путин и чего стоим мы сами. Это был настоящий шок, потому что мы были в добрых отношениях с далекими родственниками, хотя уже много лет не виделись. Здесь причина прозаическая: стали жить в разных имущественных категориях. Кто из читателей проходил эту болезненную процедуру отдаления родственных чувств из-за резкого взлета одних, тот наверняка поймет, о чем я пишу.
На всплески эмоциональных выпадов я сестре не отвечала, просто тактично молчала. Но когда после Одесской трагедии она написала мне, что во всем виноват Путин, я спорить не стала, а только вычеркнула ее из друзей, потому что поняла: убеждать бесполезно. Пока человек сам не переболеет, он ничего не поймет. Вообще, никогда не вступаю в полемику в виртуальном пространстве, разве что по проблемам образования – ну, это мой конек…
А потом дочь моей двоюродной сестры начала писать уже моему сыну и спрашивать, почему это я перестала общаться с ее мамой, а та-де очень переживает о разрыве родственных отношений. Тогда мне пришлось объясняться с сыном. Мы друг друга поняли. А ведь сестра русская по происхождению - кацапка, как сейчас сказали бы (национальное прозвище, даваемое лицам русской национальности украинскими националистами). Видно, не один год в стране велась эта пропаганда. У нас же о любви к Родине говорили и писали мало. Расслабились от постепенно улучшающейся сытой жизни… и только в последние годы спохватились.
Мы удивились, как мир, в большинстве своем, настроен агрессивно против России, как огромная пропагандистская машина сделала свое дело, а наши СМИ оказались не готовы к ответным атакам антирусской истерии. Говорят, беда сплачивает – она, действительно, сплачивает нас. Мы можем быть недовольны властью, ругать ее за недостатки, за то, что еще много проблем, за то же социальное неравенство: кто много работает – далеко не очень хорошо живет… Но оказалось, что этой жизнью, устоявшимся бытом, своей страной очень дорожим, что наши кухонные разговоры до хрипоты о недостатках государственного строя, о том, что пенсии небольшие и дороги ужасные, – это разговоры о ЖИЗНИ, которую мы не променяем ни на какую другую ни в какой другой стране мира. Мы как-то очень быстро все это осознали!
Конечно, в нашей стране есть и такие люди, которые быстро сориентировались, что в мутной водичке можно поживиться, и поживились: некоторые сразу же уехали жить за границу, другие при этом прихватили и людские денежки – пир во время чумы (так бы сказал А.С.Пушкин). Но, как говорится, в семье не без урода. А мы почувствовали себя СЕМЬЕЙ, когда войной пахнуло, когда мир показался таким зыбким, как песок. И ухватились, как за спасительную соломинку, за патриотизм, который сплачивает народы перед угрозой непонимания нас со стороны окружающего мира, перед угрозой изоляции и…
Над моим принципиальным и устойчивым патриотизмом иронизируют даже мои собственные дети. А я вспоминаю слова людей, прошедших войну и твердивших, как заклинание: «Лишь бы не было войны!» Никогда не навязывала этого настоящего человеческого чувства патриотизма своим ученикам, потому что это дело лично каждого человека. Но иногда до глубины души обидно, когда каждый тянет свое одеяло на себя: повысились цены на мясо, на пресловутые яблоки… Господи, лишь бы не было войны, лишь бы мы с вами перед угрозой войны стали стеной, стали твердыней характера и не позволили бы сломить себя, страну…Я не говорила впрямую об этом на уроках, потому что не политизировала их, но старалась внушить самый важный постулат жизненных и духовных ценностей: Родина – мать.
Конечно, мы не со всем, что происходит на огромной территории нашего государства, согласны, многое вызывает наше справедливое негодование. Знаете, это как в семье: видите, что у ваших детей есть какие-то недостатки, какое-то с вами непонимание, – но это же ваши дети, они такие ЛЮБИМЫЕ И РОДНЕНЬКИЕ! И вы стараетесь прийти к компромиссу, а с годами – как это ни покажется странно! – к полному пониманию, потому что годы все расставят по местам, приходят и мудрость, и философское отношение к жизни.
Недавно узнала, что на стороне ополчения и в Славянске, и в Луганске были и мои ученики. Слава Богу, они живы! А ведь у них уже семьи и дети. Почему они ходили на чужую войну? Почему рисковали жизнью? Что сегодня я должна говорить своим ученикам на уроках литературы, когда читаем «Войну и мир» Л.Н. Толстого и «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева? Эпиграфом к первой части итогового романа Астафьева о войне как о преступлении против разума стали слова святого апостола Павла: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». И еще одна фраза меня потрясла: «И на одной стихире бабушка Секлетинья сказывала, писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты…». Автор предостерегал последующие поколения: «Надо постоянно напоминать о ней (войне) людям, чтоб не забывали, носом, как котят слепых, тыкать в нагаженное место, в кровь, в гной, слезы…».
Вот за что ценю творчество Астафьева, так это за умение при помощи обыкновенных слов донести до своих читателей самую важную отправную точку – показать нравственный подъем и духовный упадок человечества, показать весь ужас войны и предостеречь от любых попыток повторения прошлых ошибок. А ведь его роман «Прокляты и убиты» был опубликован в то время, когда уже началась война на Кавказе, и он был как предупреждение. Помню, я читала его частями: настолько тяжелым было это чтение, читала и плакала, потом позвонила отцу, участнику Великой Отечественной войны, чтобы он спросил роман в библиотеке и тоже прочитал.
Через неделю отец вызвал меня на переговоры (не было в девяностых годах у меня телефона), и мы долго говорили с ним о войне и мире, о долге перед Родиной, об ошибках … Весь израненный, прошедший ад войны вдоль и поперек, но не потерявший присутствия духа даже в эти проклятые для простого народа девяностые годы, мой отец тоже твердил: «Лишь бы не было войны!»
А она нагрянула! И когда сейчас оппозиционеры вспоминают «флагмана демократии» Б.Н.Ельцина, то я им не прощаю именно этого, потому что в те страшные для России годы они лично были не со своим народом, который ненавидел своего президента за развязанную войну, за унижение собственного народа, за то, что над Россией измывались и потешались там, на Западе… Многие из сегодняшних лжепатриотов тогда были у кормушки власти – уж нажились так нажились!
Так вот о патриотизме… В последние годы мы увлеклись обучением подрастающего поколения основам предпринимательства, экономической хватки, риторики… А как противостоять нарастающей агрессии? Мы забыли в устоявшемся быту, что рядом с добром всегда соседствует зло, которое только и ждет своего часа. Жизнь постепенно налаживалась. Я вот обратили внимание даже на такой маленький факт: к вечеру к многоэтажке, где живу, подтягивается столько новеньких, блестящих легковых машин! А десять лет назад на весь огромный двор их было две-три – не больше. Мы стали отдыхать за границей, учить своих детей в столице… А самое главное – к нам вернулось чувство национальной гордости. Война на Украине застала нас врасплох, и мы подумали о зыбкости мира, о том, о чем нельзя никогда забывать в принципе: зло агрессивно, оно наступательно, а мы должны учиться противостоять ему и поэтому должны сплотиться.
Крым стал для нас не просто Родиной, он стал проверкой на «вшивость», и оказалось, что эту проверку прошли не все. А мы с друзьями собираемся поехать именно туда, в наш Крым, где живут наши люди! Хочется понежиться на пляже, искупаться в Черном море, посмотреть на Пушкинский грот, побывать в долине привидений, своими глазами увидеть Адалары (скалы-близнецы)…Россия – огромная страна, а с 2014 года территориально она стала еще больше.
Мне тут на глаза попался роман Захара Прилепина «Обитель». Есть, есть в современной России писатели, чье творчество можно вводить в школьную программу по литературе! Какой потрясающий художественный слог, какое видение трагичного мира и ненавязчивое предостережение! Мне близок этот писатель и патриотичностью, тем, что высоко ценит творчество таких столпов литературы, как Михаил Шолохов, Владимир Набоков, Александр Проханов…Даже раннее творчество Эдуарда Лимонова, к которому можно по-разному относиться, в списке его литературных пристрастий. А чтобы судить о Лимонове не как о политике, а как о писателе, надо прочитать его произведения, приглядеться к его далеко не пафосному чувству любви к Родине… Список литературных пристрастий Прилепина большой, но эти имена и мне близки, потому что творчество этих авторов, несомненно, оказывает влияние на читателей, отражая действительный, реальный окружающий мир. В 2003 году он написал: «Русь моя, голоса твои меж ребер эхом. Сердце внутри. Люблю и - бьется. Время, вперед! Рядом, время! Мы отцы и дети гениальных песен и книг. Мы пришли из России и уйдем в нее. Если она нас примет».
Я вот по-новому взглянула в свете последних событий даже на эстрадных артистов, многие из которых, кто так часто и навязчиво мелькает в последние годы на экране телевизора, побоялись поехать с концертами в Крым, потому что у них недвижимость в Европе или в США, потому что их дети и внуки учатся или уже живут за границей, а поэтому свои патриотические чувства они никак не выражают, подозреваю даже, что таковых чувств они не имеют, потому как все у них поставлено на кон наживы. И песенки их легкие… О любви к Родине они не поют, потому что трусливы, да и Родину не любят. А вот Олег Газманов, Александр Маршал, Иосиф Кобзон, Юрий Антонов и другие, кого мы по телевизору видим гораздо реже, на самом деле очень патриотичны и не живут с оглядкой на заграницу: что-то там скажут и не отнимут ли банковские счета и недвижимость. Мы вдруг на многие вещи и на людей взглянули совершенно по-иному. Знаете, как после войны, когда часто, оценивая человека, говорили о том, можно ли такому человеку доверять и положиться на него в трудную минуту: можно ли с таким человеком пойти в разведку?
Мы как будто проснулись и стали говорить о вещах, не то чтобы позабытых со временем, но как-то отдаленных от нас этим временем, - о любви к Родине, которую не выбирают, но в которой рождаются и с которой делят и радости, и горести, вместе с которой пьют горькую чашу беды и заздравную радости, – только так! И на ум приходят слова нашего великого А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». И добавить к этим словам нечего.
|