- Вы не видели, здесь, культурный такой, человек не проходил?
- Нет, не видел. Давно сижу.
Ещё в Древней Греции люди занимались Культурой. Однако не всем это удавалось. Рабы работали себе, ничего не подозревая, создавали материальные ценности, а аристократы, мать их, сибаритствовали, занимаясь высшей математикой, астрономией, литературой и прочими ковыряниями в носу. Доходило до того, что композиторствовали, раздолбаи. Все эти занятия считались активным отдыхом. Критика переживала страшный кризис. А какая Культура без Критики? Пресса, практически отсутствовала, так как печать тогда производилась на редких папирусах, либо прямо на камнях, которых, конечно, было вполне достаточно. Разносить такую почту никому и в голову не приходило. Все критические соображения высказывались непосредственно, в личность. Иногда, с помощью примитивных кулаков. Случались даже критические действия рабов, которые выражались в том, что они организовывали целые восстания, недовольные, по видимому, непродуманным стилем изложения местных "литераторов". Некоторые из этих действий вошли в Историю и оказали сильное влияние на развитие нашей современной Культуры. Например, восстание Спартака позволило Араму Хачатуряну создать балет, на который не всегда можно достать билет, несмотря на кризис. Да и много всяких других жемчужин мирового искусства.
В наше время всё перевернулось. Теперь занятия литературой, музыкой и т.п. превратилось в труд. Даже Карл Маркс понимал, что количество труда определяется величиной зарплаты. Если судить по этому критерию, труд учителей, врачей, токарей-пекарей и т.п. - на самом деле - отдых, а стихи, песенки всякие сочинять да распевать - это тяжкий труд.
С критикой свои проблемы. Выходит какой-нибудь сопляк, извиняюсь за правду, и наяривает какие-нибудь "чёрные розы" во всю глотку. Или начинает какую-то чушь нести, усиленную электроникой, но в такт. Народ балдеет. Все забывают всё на свете, в том числе и о Культуре. На кризис плюют. Дрыгаются и вытворяют различные па со своим организмом.
Критик выскакивает из бани в одном пенсне, не успев натянуть штаны, и вопит:
- Опомнитесь! Сравните этот балаган с симфонией какого-нибудь Ламинора. С контатой, в конце - концов. Это же невозможно назвать культурным произведением.
А те продолжают наяривать, не видя критикующего в упор. Не замечают даже, что он вовсе без штанов.
Тогда критик садится за стол и пишет пламенные памфлеты, стилю которых позавидовали бы старые мастера художественного слова. Издаёт на бумаге, из отборного риса, свои соображения, разносит лично по квартирам, вручая каждому, под расписку. Никакой реакции. Все читают, соглашаются, вроде бы, понимающе цокая языком, восхищаются стилем, но выходит опять, уже другой, сопляк и начинает вопить про "разные глаза". Публика начинает читать критические памфлеты в такт его воплей.
Вроде все согласны, что никакого сравнения быть не может. Даже не о чем говорить. А посмотри статистику. Классику слушали за неделю 213 человек, а "разные глаза" - 15 стадионов.
Я думаю так:
-Если мы хотим спасти нашу Культуру, необходимо решительно запретить статистику. Другого выхода я не вижу. Иначе, я снимаю с себя всякую ответственность.
|