Лотошино! Край Подмосковный,
Своей историей гордясь,
Живет размеренной спокойной
Судьбой, что, в правду, удалась.
Бывало все: бои, сраженья,
Но восстанавливаясь всегда,
Живет, века храня терпенье,
Наша Лотошинская земля!
Храня предания веками,
Не нарушая связь времен,
Живут и славу умножают
Все, кто в Лотошино рожден!
Живите люди, продолжайте
Идти по жизни сквозь года,
Чтоб краше, лучше становилась
Наша Лотошинская земля!
Лотошинский край – территория до настоящего времени недостаточно изученная, скрывающая свои тайны, мало чем отличающаяся от других индустриально не развитых и густо не населенных территорий центра Европейской части России.
А между тем его территория – это территория, на которой издавна проживали те, кого мы считаем своими далекими, очень далекими предками.
Чем дальше и дальше мы удаляемся от своих исторических корней, тем все труднее и труднее установить, кто мы и откуда пошли наши предки, почему наша малая родина носит те названия населенных пунктов, которые вписаны в наши паспорта, и которые, зачастую, ничего не говорят нам. Не зная этого, мы можем превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Без знания этого невозможно быть истинными патриотами малой родины, да и всей нашей Отчизны.
В качестве отправной точки возьмем, размещенную на официальном сайте администрации Лотошинского района информацию о том, что «Лотошинская земля - древняя земля. Многие тысячелетия назад здесь жили люди. Об этом свидетельствуют найденные … изделия людей каменного века».
Так что за люди, какого роду-племени, жили на Лотошинской древней земле? Где, в каких, по-современному говоря, населенных пунктах они и их потомки жили до 1478 г. – года первого упоминания «с. Лотошино»?
Ясно, что большинство из них относятся к индоевропейцам – потомкам прошедшим 6-8 тысячелетий назад по территории Русской равнины ариев.(1) В течение времени общий массив людей-индоевропейцев не мог не распасться на отдельные этносы, в том числе интересующие нас протобалтийские и праславянские племена.
Протобалтийские (позднее восточно-балтийские) племена в центральной части этой территории (верховья Волги и нижнее течение Оки) известны со II тысячелетия до н.э. На востоке они граничили с финно-угорскими племенами и на юге с протоскифами. (2) При этом точные сведения о составе восточно-балтийских племен, равно как и точно очерченные границы расселения каждого из них на территории Московии науке достоверно не известны. Известно лишь, что «балтийский субстрат» был неоднороден. (21)
Финно-угорские племена к VIII-VII до н.э. постепенно расселились в покрытой непроходимыми лесами части Восточной Европы, в том числе вокруг нынешних рек Оки и Москвы.(3) Очевидно, самым большим из финно-угорских племен, пришедшим на эту территорию было, возникшее в 1-м тысячелетии до н.э. племя меря.(4) Меря задержались в центре Русской равнины надолго, занимая территорию нынешних Ярославской, Ивановской и Костромской и частично Владимирской, Вологодской, Тверской и Московской областей.
Около XV века до н.э. из индоевропейцев выделись праславяне, занимавшие территорию от Дуная до Одера. В I тысячелетии до н.э. праславяне разделились на западную и восточную ветви: Окончательно сформировались славянские племена (западные славяне и восточные славяне) к началу нашей эры.(5)
Племена восточно-балтийских славян: кривичей, новгородских словен, вятичей массово переселились на слабозаселенную территорию с низкой плотностью балтов и финно-угров (мери) в течение VIII--XI веков. (29) При этом «псковские кривичи образуют союз с новгородскими словенами, а словенско-полоцкие кривичи продолжают занимать области на восток от Смоленска и, продвигаясь севернее Москвы-реки, к XI занимают северную часть волжско-окского междуречья» (3)
Почему массово? Потому, что есть сведения, что отдельные поселения славян на этой территории начали возникать уже с VI века. (2)
Таким образом, по крайней мере, на части нынешней территории Тверской и Московской областей уже к концу I тысячелетия н.э. соседями балтийских (летто-литовских) племен, в частности голяди, были финно-угорские племена, а также славяне. «Славяне и пришедшие с ними скандинавы включили данный регион в сферу международной торговли». (11)
Ясно, что часть племен вытеснялась на другие территории, но, очевидно, большинство оставалось на уже занимаемой территории, ассимилировалось пришедшими. Важно, что «древние переселения народов, скрещения племен, покорение одних народов другими неизбежно сопровождались слиянием сходных культов, заменой имен божеств или увеличением количества имен у одного божества, почитавшегося несколькими племенами». (97)
Из слияния балтийских, финно-угорских и славянских племен в основном и IX-XI в.в. в Волго-Окском междуречье возникла древнерусская этническая общность (11), в результате чего в частности к XII веку и сформировалось древнерусское население древней Московии, часть которого проживало на территории нынешнего Лотошинского муниципального района. При этом из славян на Лотошинской земле в древние времена проживали кривичи, тесно взаимодействовавшие с новгородскими словенами. Кривичи пришли «из центральных районов Польши, где велась постоянная и жестокая борьба за южное побережье Балтийского моря между западными славянами, германскими, датскими и скандинавскими племенами» (1)
Почему в основном? Потому, что в целом, славянизация длилась с доисторических времен вплоть до XIX века,(2) «свою лепту» в формирование русского населения, как, несомненно, догадывается читатель, внесли и другие этносы, но об этом дальше в книге.
Как проходило расселение балтийских, финно-угорских, и славянских племен на новых для них землях? Изначально анклавами и главным образом по рекам – единственным доступным для них среди заросшей непроходимым лесом территории Русской равнины путем. Плавание по водной глади позволяло им не только перемещаться самим, но и перевозить домашний скарб, организовывать торговлю и т.п.
То, что это так, может легко убедиться любой из читателей этой книги, достаточно только взглянуть на географическую карту Московской области. По территории Московии и до настоящих дней протекает множество рек и речушек, ручьев, в доисторические и древние времена бывшими значительно более полноводными. Не зря же Московию в древности называли Страной источников.(6)
Реки были, говоря современным языком, главными транспортными и грузовыми артериями, соединявшие населенные пункты, возникавшие, главным образом, по их берегам.
Поселения создавались преимущественно на незанятых, не освоенных их предшественниками территориях и некоторый период существовали рядом с уже имевшимися. Конечно, некоторая часть пришедших расселялась и в уже ранее существовавших поселениях, но до прихода славян, на взгляд автора это было исключением из правила.
Почему? Да потому, что финно-угорские племена расселялись узкими полосами, «островками» или «группами» (11) на низких берегах рек, а пришедшие до них племена восточных балтов, создавали поселения высоких, крутых речных берегах, сооружали укрепления, со временем становившиеся все более мощными. В V-VIII веках эти поселения, окруженные деревянными конструкциями (например, частоколом из заостренных кверху и вкопанных в землю стволов) и глинобитными бастионами, были, по сути, похожи на города, и являлись центрами племенных образований. (2) В свою очередь славяне также не только создавали новые поселения, но и, ассимилируя балтийское и финно-угорское население, проникали и занимали их поселения, в том числе (и это версия автора) превращая поселения балтов в славянские города-крепости, осуществляющие во многом охранные функции прилегающих территорий и торговых путей.
Принципиально важно, что кроме «крупных городов, были небольшие городки, часто оборонительного характера. Они были важны для двигавшихся с запада на восток восточных славян как опорные пункты на пути их следования. Родовые коллективы, соответствовавшие сельским поселениям, не образовывали городов, но жили вокруг них, снабжая горожан всем необходимым» (29)
Со второй половины XIII в.–XIV в. повсеместно поселениям, располагавшимся на плоских приречных террасах, пришли на смену скопления поселений, расположенных «в 200-500 м от рек и ручьев на высоте до 40 м над их уровнем», «на пологих склонах» (7) Характерно, что многие древние города возникали при двух и более реках, в последствии меняя свое местонахождение, (8) а некоторые из них, со временем, утратив свое торговое, оборонительное и иное предназначение, прекращали свое существование или приходили в упадок, превращаясь с более мелкие населенные пункты. (9)
Древние племена, проживавшие и пришедшие на территорию Русской равнины были активными участниками торговых отношений, через которую проходил второй путь «из варяг в греки» (3)
Также как и первый путь «из варяг в греки» с Севера до Юга Европы по линии Волхова – Днепра,(9) второй путь сформировался в первом тысячелетии до н.э. Сформировался во многом потому, что в первом тысячелетии до н.э. возникли основные водные пути на заселяемой финно-угорскими племенами западной части междуречья Волги и Оки.
Он пролегал от Балтийского моря через Новгород и шел через реку Мсту, Тверцу, Верхнюю Волгу, Всходню в Москву-реку, Оку, далее волоком к Дону и по Дону в Азовское море, а затем и в Черное море.(3) Этот второй путь существовал, по крайней мере, до IX века.(3)
Таким образом, и балты, и финно-угры, пришедшие за ними на территорию Московии кривичи и вятичи знали и пользовались существовавшими водными путями по линии Волхова – Днепра (3), равно как с Верхней Волги до верховьев Дона. (10)
То, что это именно так, подтверждают, на взгляд автора, и некоторые арабские источники, рассказывающие о существовавших уже в VIII веке трех политических племенных центров славян: Куявии с центром Куяба (Куява) – скорее всего это Киев, Славии с центром Слава – вероятно, это новгородские славяне и Артании с центром Арту (Арсу) – в верховьях Дона. Если относительно Куявии разногласий у историков практически нет, то в отношении двух остальных центров есть и другие мнения, (3, 12) например, Артания – это возможно Пермь, Белоозеро, Тмуторокань, Ростов и др.
Наряду со вторым путем из «варяг в греки» по Волге и междуречью между Верхней Волгой и Окой проходил и Балтийско-Волжский водный путь, соединявший Северную и Западную Европу с Востоком,(11) в частности с Уралом и Каспийским морем. Установлено, что племена восточных балтов, в частности латгалы, имели устойчивые торговые связи с финно-угорскими и славянскими племенами. (2)
Путь с запада на восток шел через Всходню или Яузу на Учу, из нее в Клязьму и далее через Владимирское княжество на Волгу. (23) А с востока на запад по Оке и верхнему течению Волги. (35)
Балтийско-Волжский путь, имевший сообщение с путем «из варяг в греки», сложился во второй половине VII века и интенсивно функционировал с IX века, что оказало значительное стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие примыкавших к нему территорий. (15) Есть достоверные данные, что в IX веке по этому пути проходила славяно-скандинавская торговля, осуществлялся доступ к источникам арабского серебра. (35)
Участок Балтийско-Волжского пути, ведущий от Новгорода к «бассейну реки Волги и, далее, к волжскому понизовью» (16) назывался «низовым» и шел по реке Волхов, озеру Ильмень, рекам Мета и Тверца, Волга. На Волге от устья реки Вазуза было шесть путей в Ростово-Суздальскую землю по рекам Вазуза, Шоша, Дубна, Нерль, Которосль и Ока. Кроме того, по Оке, Уче, Шати и волоком до Иван-озера караваны попадали на Дон, вытекающий из Иван-озера. А через верховья реки Москва и Ворю, Угру и волок до реки Вязьмы достигали Днепра. (23)
Как понимает читатель, автора интересует один из них – шошинский (щошинско-ламский) водный путь в Ростово-Суздальскую землю, а позднее в Московское княжество. По этому пути караваны поднимались по Шоше в ее приток Ламу, по ней доходили до Волока Ламского (ныне г. Волоколамск, основанный новгородцами), затем волоком суда доставлялись до реки Рузы, но более вероятно, что до ее притоков: реки Озерна и реки Волошня, и из них в Москву-реку.
Археологи установили наличие на этом участке пути у рек Озерна и Волошня поселений XI-XII веков. Не смотря на то, что во второй половине XV века значение шошинского (шошинско-ламского) водного пути значительно уменьшилось, этот водный путь использовался, по крайней мере, и в XVI-XVII веках. Его эксплуатация прекратилась только в XVIII веке.
По сути, Волга в те времена была трансъевропейским торговым путем. (11)
Не следует забывать и о том, что через Волок Ламский, и, как полагает автор, через территорию нынешнего Лотошинского муниципального района, в частности через Микулино и Лотошино, «проходила и Волоцкая сухопутная дорога из Великого Новгорода в Москву, Рязань и другие приокские города».(103)
Как увидит в дальнейшем читатель, важно, что существуют исторические сведения о том, что представители скандинавских племен (норманны-викинги), объединившись в группы, попали в южную часть Русской равнины (в Киев) воспользовавшись путем «из варяг в греки», (8) а в IX-X веках в бассейн Верхней Волги - вместе с новгородскими словенами и ассимилируемым словенами финно-уграми по Балтийско-Волжскому пути,(11, 35) что еще праславяне контактировали с древними германцами, (26), а полабские славяне (например, лютичи) имели большие торговые связи с восточными балтами, (13) пруссы - с Новгородом и Киевом,(14) племена восточных балтов по рекам Угра и Ока продвигались в земли поволжских угров.(2)
Таким образом, в древние времена территория Московии была не только местом, в котором пересекались маршруты перемещавшихся по Русской равнине племен, часть из которых окончательно оседала здесь, но и местом пересечения торговых путей, идущих с северных, западных, восточных и южных направлений. В этой связи автор особо обращает внимание читателей на то, что славяне, скандинавы, немцы, балты и финны в VIII – XI веках были связаны не только общими экономическими интересами, но и культурными нормами. (35)
Важно, что в XII-XIII веках территория верховьев рек Лоби и Ламы вошли в состав Новгородской республики. (18)
|