В прошлых номерах мы рассказали о путешествии наших земляков по знаменитой Кругобайкальской железной дороге. Практически в этом же составе: художники Николай Дронников, Вера Огородникова и фотографы Павел Чмыхов, Виктор Колыбзев побывали недавно также на острове Ольхон. На этот раз в коллектив отважных путников влился семилетний Кирилл – внук Веры и Виктора.
От Иркутска до п. Сахюрта ехать около четырех часов. Затем пересаживаешься на паром и, вскоре по проливу «Ольхонские ворота», ты оказываешься на легендарном острове Ольхон. Еще полтора часа на автобусе и вот он - поселок Хужир, известный своей достопримечательностью - скалой «Шаманка».
- Первые два дня мы провели в Хужире, расположив свои палатки рядом с «Шаманкой», - рассказывает Павел Чмыхов. – Затем пошли в Харанцы, где тоже задержались на пару суток. Запоминающимся стал поход на мыс Хобой. Поскольку туда по бездорожью было километров 40, мы воспользовались традиционной услугой – поездкой по острову на УАЗике. – Автомобильная экскурсия по острову длится с 10 утра до 18 часов вечера, стоимость ее - 600 рублей с человека. По пути мы часто останавливались, любовались пейзажами, фотографировали. Самое красивое место – это северо-восточная сторона острова. Пока мы гуляли вдоль мыса Хобой, водитель варил уху из омуля. Ох, какая же она была вкусная! Кстати, обеденная трапеза на лоне природы входила в стоимость экскурсии.
Устьилимским путешественникам сполна пришлось испытать на себе преимущества отечественной техники. Трудно назвать дорогой песчаники, сквозь которые торчат корни деревьев. То там, то тут буксовали иностранные джипы, а наш УАЗик вполне достойно преодолевал все препятствия. « Мы здесь специально не строим хорошие дороги, - по ходу маршрута комментировал ситуацию водитель. – А то понаедут сюда разные туристы, начнут природу лишний раз захламлять. Да и нам конкуренты ни к чему».
Разговорчивый попался экскурсовод. Отвечал на все вопросы, истории разные рассказывал. Некоторые запомнились. Однажды на Ольхон приехала женщина из Германии. У нее умер муж, и чтобы как-то облегчить горечь утраты, она решила побывать на Байкале. Ей так здесь понравилась, что возвращаться на родину не захотела. Вскоре немка вышла замуж за бурята. От своих родственников она получила приличное наследство, и уже на протяжении нескольких лет занимается благотворительностью в п. Харанцы: финансирует развитие инфраструктуры поселка.
Еще здесь ходит легенда о том, что именно на Ольхоне похоронил золото Колчак, и возможно спрятал свое добро Чингис-Хан, когда бежал из Руси в Монголию.
О том, что Ольхон – место мистическое, давно никто не сомневается. Чтобы прикоснуться к скале по имени «Шаманка», сюда стремятся приехать представители самых различных религиозных конфесий. Большим благом считается встретить на ее вершине рассвет. Едут сюда люди со всего света, чтобы очистить душу, зарядиться положительной энергией, поверить в свои силы. Всюду слышится иностранная речь, многие россияне отправляются на Ольхон из далеких теплых мест. Самое удивительное, что некоторым легко удается добраться сюда автостопом. Такие путешественники селятся на берегу озера без палаток, используя в качестве крыши обычную целлофановую пленку. Так устьилимцы познакомились здесь с парнем из Закарпатья, который добрался с Украины до Байкала всего за две тысячи рублей. Свой путь он намеревался продолжить до Сахалина. Таким же образом приехали и две девушки из Анапы.
Кто за чем едет на Ольхон, а устьилимцы - за новыми пейзажами и уникальными фотокадрами. Павел Чмыхов спал в сутки по два часа. Когда все посапывали в палатках, он своей фотокамерой «ловил» звезды на ночном байкальском небе. Таких ярких и огромных в Усть-Илимске не увидишь. А, дождавшись восхода, запечатлел группу солнцепоклонников, читающих молитву, простиравших руки к утреннему багровому небу.
В одну прекрасную ночь Павел так увлекся своей работой, что не рассчитал заряд аккумуляторов фотокамеры. Где-то вдалеке слышалась танцевальная музыка.
- Думаю, вот где смогу подзарядить аккумуляторы, - рассказывает фотограф.- Выйдя через лесок на звуки мелодии, я увидел большой костер и палаточный лагерь. Оказалось, что здесь каждое лето отдыхают студенты, называющие себя Российским Союзом молодежи (РСМ). Молодые люди принял меня дружелюбно. Здесь были студенты из Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Иркутска. Пока горел костер, они пели под баян и гитару замечательные песни: и современные студенческие, и наши старые. По берегу Байкала разливались «Катюша», «Подмосковные вечера», переделанная на «Ольхонские вечера»… Пришлось даже вспомнить то далекое время, когда сам участвовал в турслетах. Поразило, что эта молодежь прекрасно знала слова старых добрых песен.
Все пять дней, которые устьилимцы провели на Ольхоне, стояла солнечная погода. Николай и Вера за это время написали по несколько этюдов. Они создавали картины, добавляя в палитру байкальскую воду, а значит, творили с Божьей помощью.
-Тема Байкала на протяжении 46 лет для меня представляет неиссякаемый интерес, - говорит Николай Дронников. - Здесь обретаешь душевное равновесие и огромное счастье быть понятым природой. Невольно вспоминается Тютчев:
Природа – не слепок,
Не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть чувства и язык.
Эти строки, как нельзя лучше подходят к Байкалу. Когда слышу прибой, ухожу в нирвану. Неожиданно появляются мысли филосфско-глобального плана. Вдруг вспоминаешь о Чингис-Хане, о бурятах, которые покланяются Байкалу, как живому существу. Местные жители чувствуют себя оскорбленными, когда приезжие на берегу священного озера кричат, сквернословят, поют похабные песни. Некоторые бесцеремонно могут среди ночи врубить музыку, запустить пиротехнику. Для подобных развлечений есть другие места, а. Байкал любит человека со своими мыслями наедине…
Николай Дронников живет в Ярославле, но часто приезжает в Усть-Илимск к родственникам и знакомым. Преподает в художественном училище пластическую анатомию. В свободное время занимается творчеством. Работы Н.Дронникова приобретены музеями России, а также в частные коллекции США, Франции, Германии, Англии, Италии, Голландии, Израиля, Японии, Австралии, Финляндии, Эстонии. Этого художника можно назвать продолжателем классического русского пейзажа в традициях Саврасова, Васильева, Левитана.
Основная профессия Николая – судебная экспертиза. Я все пыталась понять, какая же связь с живописью?
- Самая прямая, - улыбается художник. - После окончания Иркутского художественного училища намеренно пошел в медицинский институт, чтобы иметь более глубокие знания о природе человека. Когда ты знаком с каждой мышцей тела, к живописи, к рисунку, колориту относишься совсем по-другому. Начинаешь познавать ценность живого тепла.
- Именно поэтому вы стали преподавать пластическую анатомию?
- Не только. Пластическая анатомия считается самым слабым звеном в области преподавания во всех наших художественных вузах и училищах. Зачастую эту дисциплину преподают совершенно случайные люди. А мне не нужны учебники, анатомия у меня в голове. Если бы я не имел художественного образования, наверное, был бы неплохим медиком, но поскольку приобщился к искусству, то уже никуда не деться.
Родная сестра Николая Вера Огородникова – преподаватель художественного отделения школы искусств №2 г.Усть-Илимска разделяет взгляды своего брата. Более того, они вместе пишут картины акварелью, а это особая техника, которая не поддается корректировке. Кстати сказать, Вера Игоревна в этом году стала лауреатом Международного пленера, который проходил в Санкт-Петербурге.
- Сколько лет живу в Сибири, но ни разу не была на Ольхоне, - делится своими впечатлениями художница. – Сбылась моя давняя мечта. Байкал обладает какой-то притягательной силой, берет в плен и не отпускает. В наших планах побывать еще в районе Северобайкальска. Огорчает одно – низкая культура некоторых туристов. Оставляют после себя мусор, ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. Этот весь мусор, как следствие экологии души - лакмусовая бумажка нашего внутреннего мира. К счастью, такие случаи единичные. В основном публика здесь единого порыва: большинство людей едет к берегу Байкала с распахнутой чистой душой.
Если художники тратили ценные минуты пребывания на Ольхоне на написание этюдов, то остальные члены усть-илимской группы каждый день по несколько раз купались в Байкале. Героический пример со своего деда Виктора Колыбзева – алтарщика устьилимского Храма всех Святых в Земле Российской просиявших брал семилетний Кирилл. Они купались с первыми лучами солнца, не взирая на ледяную воду и утреннюю прохладу. Виктор порой заплывал метров на 300 от берега. Он с ранних лет приучил внука обливаться холодной водой и быть выносливым. В самом деле, юный турист во время похода никогда не ныл, вел себя наравне с взрослыми, что говорило о преемственности поколений и уважительном отношении к родной природе, чего, к сожалению, так не хватает в современной молодежной среде.
Пролетели несколько сказочных дней. Надо было собираться домой. В последний вечер Павел Чмыхов отправился за новыми кадрами.
- Подхожу к «Шаманке», - рассказывает он, - и вижу человек десять в темных костюмах с надписью на спинах: «Таинственная Россия». Горел костер, камеры, светильники. У костра расположился настоящий шаман. Оказалось, что НТВэшники снимали здесь фрагмент передачи о колдунах и предсказателях и брали интервью у главного шамана. Я намеревался тоже запечатлеть это событие, но сотрудники с центрального телевидения попросили меня постоять в сторонке и пока ничего не снимать, чтобы не испортить видеозапись. Это было любопытное зрелище. Шаман продемонстрировал молитвенный ритуал. Взял два блюдца с молоком и водой, поставил их на скалу. Затем кончиками пальцев брызгал молоком символически: Байкалу, Земле, Родителям, детям. Потом властелин природы стал ходить вокруг костра и бить в бубен, периодически останавливаясь. После этого шаман пригласил всех ходить по кругу и повторять за ним молитву. Телевизионщики пообещали, что эту передачу будут показывать через три месяца по каналу НТВ. Едва съемочная группа погрузилась в свои джипы, и еще не отъехав от священного места, как из кабин стали раздаваться женский смех и громкая «хитовая» музыка. Вот такой получился мостик от древнего таинства к современности.
В тот вечер Павлу Чмыхову так и не удалось сфотографировать шамана. Он ушел готовиться к большому празднику. На следующий день Ольхон встречал шесть шаманов с разных концов Земли. К сожалению, остаться здесь еще на один день устьилимцы не смогли. Их ожидали новые дали…
Н.Иванишина
|