…Нынче стал свидетелем случившегося дорожно-транспортного происшествия. На пустом перекрёстке не разъехались крутой внедорожник и малый грузовичок. Внедорожник, явно пренебрегая правилами, словно не видя помеху, зацепил грузовик сзади, чуть повредив себе бампер, и уже намеревался ускользнуть с места происшествия. И уехал бы, если бы не ловкость водителя грузовичка, профессионально увернувшегося от большого удара, и успевшего догнать нарушителя. Остановились в стороне от перекрёстка.
Из кабины грузовика вышел солидный мужик по возрасту явно за шестьдесят. Пошёл осматривать свой слегка помятый борт. Затенённые стёкла внедорожника скрывали действия второго участника аварии, явно не торопящегося выходить из машины. Пенсионер, сокрушаясь над своим ущербом, повернулся к внедорожнику. Смелости его можно было только позавидовать. Он явно чувствовал своё превосходство в знании правил дорожного движения. За зеркальными стёклами иномарки явно медлили, но когда из чуть приоткрывшейся дверцы показалась изящная женская туфля, такая медлительность объяснилась сама собой. Крашеная надменная девица по телефону вызывала поддержку, и совершенно игнорировала пенсионера. Не говоря ни слова, но чуть скосив глаза сверху на царапину крыла своего авто, отошла в сторону, занявшись вновь телефоном.
Помощь ей не замедлила прибыть в течение пяти минут. Двое крепких ребят с налёта взяли «деда» в оборот, тут же обвинив его во всех нарушениях всех существующих и не существующих правил. Пенсионер был упрям и весьма стоек в своей позиции, но чувствовался явный перевес сил. Мне, оказавшемуся невольным свидетелем случая, пришлось вмешаться и занять сторону невиновного мужика. МОлодцы сбавили напор и уже в более спокойном состоянии стали обговаривать ситуацию. Условились разойтись мирно, хотя водитель грузовичка нажимал на явное нарушение и пытался выторговать себе маленькую компенсацию на ремонт борта. Чувствовалось, что для него было принципиально важно одержать малюсенькую победу. Договорились, что пенсионер через часик подъедет в… такой-то офис для окончательного разговора. На том и порешили.
Меня в этой ситуации сразило поведение девицы. Она вела себя так, словно её это происшествие совсем не трогает. Разговаривая всё время по телефону, она всем видом показывала, что досадное столкновение её совершенно не касается, и лишь на краткое время приостановило её важную, какую-то особую, чуть ли ни таинственную миссию здесь в нашем заштатном городишке. Я невольно прислушался. Она отсюда с противоположного конца Земли разговаривала о пустяках с подружкой… из Парижа! Как тут из Блока не припомнить: «…Язык французский и Париж ему своих, пожалуй, ближе…». Явно это была поза, выпендрёж, походило на цирк, но в её фиглярстве было столько серьёзности и апломба, что невольно взяла меня оторопь: «Что ты, милая, тут делаешь на земле, спустившись со своих… неодолимых для нас парижей?».
Девица, так и не сказав ни слова, уехала первой, следом удалились крепыши. Пенсионер, пожимая мне руку, серьёзно и как-то с облегчением проговорил: «Видал, офис у них. Если искать после не будут, значит, они просто меня пожалели…». И грустно уехал. Меня же посетило чувство брезгливости, словно только что довелось случайно ощутить запах чужого нижнего белья, завалявшегося давненько в утробе стиральной машины.
…Общество наше нынче раскололось так, что неравные половинки его сталкиваются лишь в случайных ситуациях, как в ДТП. Одна бОльшая половина, оставшаяся без идеи, без производства, проживая последнее, оставшееся от народного состояния, всё ещё стыдливо не касаясь наработанного общего, пытается выживать долей своего труда, всё ещё вынашивает мысль и надежду на какую-нибудь светлую голову, способную толково и справедливо рассудить случившуюся трагедию народного разлома.
Вторая малая половина общества всегда жила, а сегодня и вообще без зазрения совести, отламывая от общего труда, живёт, не задумываясь над несправедливостью складывающихся социальных отношений, нагло прибирая к рукам всё наработанное, оправдываясь великоважными теориями своих прытких политиков и экономистов. Нынче эта часть общества и дороги готова только для себя строить, только чтобы не сталкиваться с другой половиной, от которой потащила свою состоятельность. Если же эту ситуацию рассматривать с позиций современного прогрессирующего перемешивания народов вообще, то невольно приходишь к мысли о том, что нынешняя так называемая элита общества всё в большей и большей степени живёт и кормится трудом не своего народа. Это явно открылось в условиях возврата частной собственности на недра. Продажа сырья, в общем-то, не требующая значительных трудозатрат, позволяет владельцам недр применить мировые экономические интересы в свою пользу, обеспечивая себе жизнь за счёт достижений и успехов другого народа, в это же самое время, допуская упадок и отсталость своего, докатываясь до абсурда его ненужности вообще, что конечно же работает в угоду теорий перенаселения планеты и пр.
Надо признать, так было среди людей всегда. Такова их природа. Поскольку общество всегда выстраивается в социальном порядке в некую пирамидальную фигуру, то и мировидение у человека складывается от его местопребывания в ней. Две совершенно противоположные психологические позиции определяют жизнь людей. Одна – понимание непременного развития человеческой натуры, и потому неизбежности и важности обязательного труда на других, поскольку только таким образом складывается способ выживания и воспитания особенно в современном обществе. Это так называемый труд умеренный, ради сытости не более.
Противоположная позиция – природа человека низменна и груба, место ему определено случаем, или ещё убедительнее – некоей могущественной непостижимой силой, и потому рознь людей в состоятельности естественна и даже священна, труда нужно много, потому оправдана эксплуатация и присвоение труда других. Это труд ради избытка, как правило, сверх сытости. Отсюда двояко и мировоззрение, и отношение к главенству общественных функций производить, распределять и потреблять. В первом случае рост и развитие определено трудом, со второй позиции важнейшим видится потребление. Но всегда в природе людей есть правильный человеческий нерв, боль которого время от времени требует справедливого разрешения общественного противостояния.
…В начале двадцатого века противоречия меж половинками российского общества достигли своего высшего накала. Нынче красиво рассказывают: какая была богатая и счастливая монархия накануне революции, какая была развитая промышленность и новейшие технологии, какая была свобода передвижения и культура… питания, а какие милосердные были состоятельные люди, помогающие сиротам и калекам. Какая славная была жизнь. Но… взорвалась! Рассказывают: объявился больной лысый нехороший дядька с рыжей бородёнкой, подбил молодых неприкаянных ребят в бандформирование да и… порешили царя-батюшку, а потом заставили винтовочками весь честной народ работать на свою глупую идею справедливого социализма.
Чушь?.. Но эта чушь сегодня одержала верх в бесконечной драке за людские умы, в эту чушь сегодня поверила часть народа, с помощью которого нынче и вершат победу идей всесилия и святости частной собственности. И словно людей никогда не осеняли идеи равенства и справедливости, будто не было никогда у людей извечного желания правильного мира, словно нигде в мире никогда люди не будут больше пытаться строить такой мир.
Вот с такими пространными мыслями уходил с места незначительного по любым меркам дорожно-транспортного происшествия, и приходили на память строки великого кубинца Хосе Марти:
"…Жалкие времена, когда в почёте лишь одно искусство – умение набить свои житницы, воссесть на золотом стуле и жить сплошь в позолоте, не понимая, что натура человеческая неизменна и что, добывая золото извне, ты неизбежно утрачиваешь золото, которое хранится у тебя внутри, сокровище твоего духа…".
Приморье
август 2016 г.
|