Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Калинов луг

Шел 1913 год. Наступали тяжелые для всей страны и ее народа времена. Уже через год Германия объявит войну России. Да и когда было легким военное время? Все чаще вздыхали старики, пытаясь предостеречь своих детей от надвигающейся опасности. На их долю тоже выпало немало горя. Еще не остыла земля от предыдущих войн, смуты, многие помнили ярмо крепостного права, голод, холод и все боялись за будущее своих детей. Люди чувствовали, что надвигается нечто страшное. Поговаривали о предстоящей войне, в которую не хотелось верить. Тревожное было время.
Но жизнь всегда вносила свои коррективы в любые времена. Такие изменения произошли и в бедняцкой семье пастуха Нестора Григорьевича, жившего в небольшом украинском поселке. Месяц август преподнес ему свои сюрпризы: у него родился третий ребенок. Это произошло поздно ночью, при свете лучины. Отец с замиранием сердца рассматривал сына, который сразу проник к нему в душу. Закричав три раза, малыш, стал как-то пытливо присматриваться к окружающему его миру, не ведая, какая ждет его доля. В это же время в бедняцкой избушке уже подрастали двое его старших братьев. Они помогали своему отцу и дома по хозяйству, и пасти вместе с ним стадо. Третьи руки в семье были не лишними.
Через девять дней малыша понесли в церковь, чтобы окрестить. Денег у отца-пастуха было мало, поэтому местный батюшка, не получив желаемую мзду, дал младенцу при крещении имя – Калина, хотя в святцах имелись и другие имена. Матушка новорожденного слезно просила священника окрестить сына под другим именем, т.к. считала, что оно менее подходит мужчине, но поп оказался неумолим. Так мальчик стал Калиной, Калинушкой, как называли его близкие. И это имя в дальнейшем предопределило его судьбу.
Горька ягода-калина на вкус, но и сладости в ней не меньше. Так и доля человеческая - всего в ней хватает: и сладости, и горечи. Чего больше? Это уже каждый сам для себя решает.
Калинушку любили не только отец, мать, братья, но и дедушки с бабушками. Они нянчились с ним, баловали его в меру своих возможностей. Мальчик рос работящим, послушным. Но однажды, когда ему еще не было и трех лет, пришла беда: он заболел оспой. В то время, в глухой деревне, лечили ее своими дедовскими способами: закрывали окна, чтобы не проникал свет, и чем-то смазывали лицо и тело, заговаривая больного молитвой, прося Бога о помощи. Калинушка выжил, но на лице остались оспинки, как метки о пережитой тяжелой болезни.
В семь лет, он пошел в школу. Это было послереволюционное, тяжелое время. Но люди стремились к знаниями и в их поселке уже построили школу-семилетку. Учителя пользовались большим уважением. Грамотных людей ценили: с ними любили беседовать, спрашивали совета, обращались за помощью.
Калинушка учился усердно: в четырнадцать лет он уже окончил семилетку ( в те годы это было большим достижением).
С детства он впитывал в себя родную, с мягким украинским акцентом речь, сам научился играть на баяне, любил петь, даже в тайне от всех писал стихи. Позже продолжил обучение в ФЗУ. Так назывались тогда фабрично-заводские училища. Училище находилось в двенадцати километрах от поселка, и добираться до него приходилось пешком. Каждый день мальчик выходил из дома ранним утром, часов в шесть, а осенью и раньше, т.к. дорога была нелегкая, грунтовая, часто размытая дождями, а зимой покрытая снегом или льдом. Калинушка старался не пропускать занятий и всегда приходил ко времени, а порой и раньше.
По дороге с ним происходили разные приключения, порой необычные и странные. Дорога шла степью, а где-то на полпути, возле небольшой балки, стояла вышка, чтобы в случае чего пешеход не сбился с дороги.
Калинушке нравилось это место. Оно было каким-то необыкновенным, манило к себе и притягивало. И в теплые весенние или летние дни, да и в начале осени, он любил посидеть здесь, отдохнуть, полюбоваться окружающим миром. Здесь располагался большой луг, который постепенно переходил в лесопосадку, называемую Дебальцевской балкой по названию находящегося вблизи города. Это была половина пути до места учебы.
Когда мальчик был еще маленьким, лет семи, он часто приходил сюда послушать шелест травы, понежиться на теплой, согретой солнцем земле. Наслаждаясь живительным воздухом, напоенным ароматом цветов и степных трав, он восхищался пением птиц. То там, то здесь били родники. Их журчанье успокаивало, клонило в сон. В высоких травах бегало много ящериц. Мальчик ловил их, играл, а потом отпускал на волю. Птицы, не боясь людей, жили прямо в траве, и ребенок с удивлением рассматривал их гнезда. Он любил наблюдать, как птенцы, вырастая, улетали из своих гнезд и тоже мечтал скорее стать взрослым, посмотреть мир, который ему казался таким огромным и бесконечным, как это высокое синее небо над его головой. Глядя, как плывут по небу белые облака, он вспоминал море, где пришлось ему побыть однажды, когда отец ездил на лошадях в Ростов за рыбой и брал его с собой. Ему было тогда лет шесть, но в памяти ярко отпечатались его первые впечатления. Очарованный, он долго стоял перед бездонной стихией, боясь пошевелиться. И только соленые морские брызги и пенный шорох волн тогда привели его в чувство. С тех пор степь и море – две стихии, которые волновали и захватывали всецело его душу. Степь ему казалось такой же бесконечной, как море. Мальчик восхищался окружающим его миром, который был так прекрасен и частью которого являлся он сам.
Но самое удивительное, что здесь он никогда не чувствовал себя одиноким. В степи, среди трав, то здесь, то там встречались странные небольшие каменные статуи. Откуда они появились в этом краю? Кто их создал, для чего? Для всех это было загадкой. Неужели они пришли из того далекого времени, когда люди еще поклонялись языческим богам и верили, что эти каменные «бабы», как их называли местные жители, могли помогать им в трудную минуту. Неизвестно. Да и кому надо было ломать над этим голову?
Ведь можно было просто прийти сюда, помечтать, даже мысленно поговорить с незнакомкой, пришедшей сюда из далеких времен.
Мальчик подолгу останавливался возле одной из них. Приносил букет самых красивых цветов, собранных на лугу. Иногда он плел венок и украшал им ее голову. И каждый раз, подходя к ней, чувствовал, как от нее шло самое настоящее тепло. Ильмена, как он ее называл, тоже казалось, радовалась его приходу. От ее широкой каменной спины исходила какая-то сила и уверенность и она, сливаясь в одно целое с окружающей природой, была для мальчика кем-то живым и близким. В минуты огорчений он приходил к ней, жаловался, а порой и просил совета.
Шли годы. Калинушке только что исполнилось шестнадцать и он уже сдал успешно очередной экзамен. Впереди было лето, каникулы. Его ждали езда на лошадях, купание в реке, помощь отцу, которая никогда не была ему в тягость.
В тот удивительный день он прибежал к своей Ильменке и похвастался, что он именинник, с огорчением добавив, что все забыли об этом и не поздравили его. Задумавшись, он незаметно для себя уснул. Когда проснулся, был уже вечер, и вдруг невдалеке он увидел нечто необыкновенное. На его пути стоял невероятно красивый цветок. Такого он еще никогда не видел. Это было настоящее чудо. Все лепестки у него были разные. Неизвестный художник, казалось не пожалел красок, чтобы раскрасить его в разные цвета. Играя цветом и переливаясь, каждый лепесток, казалось, вобрал в себя всю красоту летнего луга. На миг мальчик залюбовался этим дивным дивом и вначале не знал, что с ним делать: сорвать жалко, а если рассказать – не поверят. И все же он решился его сорвать и сберечь как талисман. Когда он подошел к цветку, чтобы сорвать, тот вздрогнул, но поддался его руке. Паренек спрятал его в холщовую сумку, сшитую для него матушкой, и бережно понес свое сокровище домой. Этим чудом он хотел поделиться со всеми, кого любил. Дома он все не решался рассказать, что с ним случилось. Ему хотелось удивить всех, показать этот чудо-цветок. Но … когда он открыл свою сумку, то застыл в изумлении. Цветка там не было. Он исчез. Случилось то, чего он боялся – его рассказу никто не поверил. И только матушка сумела успокоить сына, объяснив, что этот бесценный подарок судьба преподнесла только ему, т.к. он, видимо, не был предназначен для других глаз, чьи бы они ни были. Ведь этот цветок теперь будет жить всегда в его сердце, и он его уже никогда не забудет.
Калинушка дожил до семидесяти шести лет. Всю жизнь он проработал под землей, в шахте. И потом не раз еще приносил своим детям из глубокого шахтного забоя «каменные цветы» на угольном антраците, которые навечно отпечатал неведомый «художник» из далекого прошлого.
Но такого цветка, который ему преподнесла судьба в тот памятный день, он никогда больше нигде не встречал: ни на земле, ни под землей.
А может просто не стоило тогда срывать этот удивительный цветок, и щедрый луг вновь раскрыл бы кому-нибудь свои неведомые тайны, даря тепло и красоту родной земли.
Категория: Рассказы Автор: Светлана Баранова нравится 0   Дата: 25:11:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru