Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?
















Драконы татри

Издревле так повелось – новорождённому в семье народа татри положен дракон. Когда-то в долину, где жили татри, совершали частые набеги разбойные племена, жители степей. Они грабили, убивали поселян, уводили в рабство женщин. Чтобы защищать свою землю, многие мужчины становились воинами и охраняли границы своих владений. Уже никто и не вспомнит, как впервые человек оседлал дракона. Разные легенды рассказывают. Например, такую: старик бродил по скалам в поисках заблудившегося козлёнка и наткнулся на детёныша дракона. Малыш поранил крыло, не мог взлететь. Человек подобрал дракончика, вылечил его. Подранок привязался к семье старика, особенно к внуку, с которым вместе и вырос, разделяя его детские забавы. Любимым их занятием были полёты по окрестностям. Однажды мальчик, облетая на спине своего друга горную гряду, увидел многочисленный отряд кочевников, разбивших лагерь в труднодоступном месте. Враги напали ночью, но татри были готовы и отстояли своё селение. Мальчик подрос, стал воином. Они с драконом не раз обращали в бегство врагов. Проносясь над гущей нападавших, лучник осыпал их стрелами, летучий конь камнями, которые метко выпускал из своих лап. Увидев, как человеку помогает дракон, другие жители селения тоже захотели иметь такого. Однако приручить взрослую особь невозможно. Стали татри воровать и выращивать детёнышей.
У этих существ вид свирепый, но нрав добродушный. Вся сложность в том, чтобы найти среди скал семейство драконов с детёнышем и дождаться, когда родители улетят на кормёжку. Они питались растительностью в долине, а малышам отрыгивали полупереваренную массу. Пойманных крылатых питомцев татри кормили травой и сеном наравне с домашней скотиной, это удобно. К сожалению, драконы не размножались в неволе, а найти гнездо с годами становилось всё труднее. Теперь не каждый воин мог похвастать воздушным конём. Поход за дракончиком для сына стал длительным и опасным, ведь крылатых существ осталось немного: опасаясь воровства, они гнездились всё выше.
***
Драконов стало меньше. Всё труднее было им создать семью и уберечь детёныша от татри. Жили драконьи семейства обособленно. Родители дружны, детям преданы до самопожертвования, но, едва подросший птенец создавал новую семью, связи обрывались. Построив гнездо на приглянувшейся скале, пара упивалась счастьем, ничего не зная о других и не посвящая сородичей в свои дела. Потеря детёныша – личное горе, другим драконам не было до него дела, и сочувствия огорчённые родители не искали. Всё поменялось, когда один дракон-отец увидел, как человек пробирается к его гнезду. Вор поздно заметил опасность и не придал ей значения. Люди знали, что драконы не способны причинить вред. Не было у подлетающего к гнезду родителя жестоких намерений, он просто спешил в надежде, что не посмеет человек красть птенца на его глазах. Слишком долго татри искал гнездо, слишком много сил потратил, взбираясь на вершину, не хотел он возвращаться к жене и сыну без добычи, зная, как необходим будущему воину верный дракон. Захлопали крылья над головой, набежала тень, готовый к спуску человек оступился, потерял равновесие и сорвался в пропасть. Погиб татри, погиб и бывший в его заплечном мешке птенец. Увидела трагедию подлетавшая к гнезду мать-дракониха.
– Что же это! – сказала она супругу. Мы сильные, нет никого в горах сильнее нас! Как можем терпеть этот разбой? Как спокойно наблюдать гибель детей наших?
– Ты права, милая, – ответил опечаленный отец. Мирились мы с потерей детёнышей, пока знали, что похищенные птенцы живут у людей, ни в чём не нуждаются и даже любят своих хозяев. Но теперь, когда я видел, как по вине татри погиб мой сын, сердце не утешится скорбью. Я узнал, чем победить человека, и расскажу об этом сородичам.
С тех пор объединились драконы в стаю и по очереди несли дежурство, облетая скалы гнездовий. Увидев карабкающегося на гору вора, дозорный налетал на него и сталкивал вниз. Редкий татри возвращался из похода за детёнышем дракона целым и невредимым, ещё реже приносил добычу.
***
Редко кто возвращался из похода за детёнышем дракона целым и невредимым. Лихой воздушный конь у воина стал редкостью. Традиция уходила. В память о ней молодые отцы после рождения сына отправлялись в горы, пропетляв по предгорьям дня три, шли домой с пустыми руками.
Росла в пограничном селении татри девушка. Красотой и грацией своей не одно мужское сердце разбила она. Многие женихи сватались, да только никто не пришёлся ей по душе. Родители, видя, что гордость и своенравие дочери грозит им одинокой старостью, лишает радости понянчить внуков, взмолились:
– Выбери себе мужа! Лучших подруги разберут, кто тебе останется?
– Хорошо, – согласилась девица, – за того замуж пойду, кто клятвенно пообещает принести нашему будущему ребёнку дракона.
Как ни отговаривали отец с матерью, не отступилась.
– Должен быть у моего сына дракон, как традиция велит. Не буду я женой труса и лентяя, не видать вам внуков, если смельчак не отыщется.
Нашёлся. Жил в том селении юноша по имени Цвет, не красавец, не зажиточный, но сердце имел отважное. Пленённый красотой гордой девушки, он поклялся ей, что принесёт дракона для их сына. Свадьбу сыграли, да счастье недолгим было. Как узнала молодая жена, что беременна, сразу принялась выпроваживать супруга из дома:
– Иди в горы! Выполни обещание!
– Дождёмся, когда ребёнок на свет появится, – спорил мужчина.
Она в слёзы:
– Сколько будешь ты искать драконье гнездо? Говорят, полгода можно потратить, за это время сын и родится. Чего сидеть у моей юбки? Иди! Не то вернусь в родительский дом, не увидишь ни жены, ни ребёнка!
Устал Цвет слушать упрёки и брань, собрался в путь. Два месяца ходил, обувь истоптал, одежду обносил, вернулся домой. Жена встретила неласково:
– Так и знала! Обманщик! Такой же, как другие! Гляди, какой живот у меня, малыш бьётся. Шустрый, боевой, настоящий воин! Скоро уж родится, как ему без дракона?
Пошёл Цвет в другой раз за драконьим дитём. Ещё дальше в горы забрёл, ещё выше на вершины забрался. Уж и дозорных драконов видел, но гнёзд не нашёл. Вернулся опять. Короткой встреча была, жена руки в боки упёрла, поглядела грозно да, ни слова ни говоря, стала вещи собирать, как обещала, к родителям уходить надумала. Обнял её муж, приласкал и снова за порог, только обувь и одежду сменил. Новой дорогой идёт, где никто до него не хаживал. Звериной тропой пробирается, от драконов дозорных прячется. Вот и гнездо разглядел, да как подойти к нему – кругом отвесной стеной обрывается скала. Дождался Цвет, когда взрослые драконы улетели, и полез, цепляясь за небольшие выступы. Гнездо огромное, сам мужчина в нём свободно прогуливаться может. Усадил глупого детёныша в мешок, закинул за плечи да вниз стал спускаться. Тяжело с грузом, ненадёжны ступеньки. Сорвался Цвет. Хорошо – невысоко упал, сам поранился, а дракончик целёхонек. Как домой попал, не помнил. Обессиленный пришёл, много крови потерял. Встретила довольная жена. Раны обмыла, травяными настоями поила, нахваливала супруга – вот-де, ни у кого нынче не сыщешь дракона, а у их ребёночка будет! Лучшим отцом называла, храбрецом и героем величала, да недолго её восторги продолжались – осталась она вдовой. Вскоре дочь родила, пришлось с малышкой к родителям своим перебираться, мужнина родня не простила ей смерть любимого Цветушки. Это был последний дракон, приручённый татри.
Никто не смог повторить подвиг Цвета. Дочь его назвали Цветлой. Росла она красавицей в мать и отважной в отца. Многие любовались девочкой, летящей верхом на драконе: платье и длинные густые волосы всадницы развиваются по ветру, чешуя небесного коня сверкает на солнце. Каждый день облетала Цветла границу, высматривала, нет ли врагов. Всегда успевала предупредить о приближении разбойников. Те прозвали её крылатой ведьмой. Шли годы, мирно жили татри, богатели. Слух о них пошёл в далёких землях: населяет горные долины охраняемое крылатой ведьмой племя, добра имеет видимо-невидимо – люди едят на золоте, пьют из серебра. Прознал о татри воинственный Лубей. Его многочисленное войско покорило много народов, теперь повёл он своих головорезов в горы.
***
Воинственный Лубей, прослышав о богатстве татри, повёл на их землю громадное войско. «Что за странная туча лежит на земле у самого горизонта?» – подумала Цветла и направила в ту сторону дракона. Долго летели они, пока не увидели, что не туча это, а пыль, поднятая в небо копытами многих лошадей. Несметное войско приближалось к границе. Дурную весть принесла Цветла своему народу. Что делать? Драконов мало у татри, да и не забросать камнями такое войско. Решили прятаться в горах. Собрали самое необходимое и оставили сёла. Кучка смельчаков встретила Лубея на границе, стояли насмерть, сдерживали разбойников сколько могли, дали возможность остальным укрыться в тайных пещерах. Цветла хотела остаться с мужчинами, но её силой увезли – нельзя девушке кровью умываться! Как ей после этого дитя носить? Ночью потихоньку ушли они с драконом из пещер и полетели к селению. Подкрались, прячась за деревьями. Картина страшная предстала их глазам. Жгут костры захватчики, веселятся, с гиканьем и свистом пляшут вокруг огня. Рады победители лёгкой добыче. Заливалась слезами Цветла, глядя на это веселье. Рассмотрела и пленников – к телегам их привязали, где одного, где двух, в рабство уведут воинов татри. Дождалась девушка, когда повалил разбойников пьяный сон. Даже дозора не выставили они – кого здесь бояться? Подкралась она к ближайшей телеге и тонкими пальцами стала узлы развязывать, раненого юношу от пут освобождать. Одному помогла, к другому поспешила. Те, кого Цветла освободила, других распутывали. Когда выжившие после битвы татри собрались в ближайшем лесочке, держали они совет.
– Все, кто способен нож держать, – сказал воин, лишившийся в бою глаза, – пойдёт со мной. Перережем спящих врагов, сколько успеем. Раненых Цветла выведет к пещере за водопадом. Здесь недалеко, но там не найдут их злодеи.
– Я с вами, – не соглашалась девушка, – дракон по одному перенесёт раненых.
– Нельзя! – хором воскликнули мужчины.
– Дракон не послушает нас без тебя, – сказал юноша, освобождённый Цветлой первым, – идём, красавица.
Нежный его голос успокоил бушевавший в душе гнев, послушалась девушка и стала перевозить раненых к пещере за водопадом. Здесь нет пищи, но есть вода и укрытие, можно переждать до следующей ночи. Цветла промывала раны, раздирая одежду на ленты, делала перевязки до самого рассвета. Стоны и бред слышался в темноте под сводами пещеры. Пугала неизвестность – что там за потоком воды? Уцелели татри, ушедшие в лагерь Лубея? Сколько врагов они уничтожили?
– Ты так и не заснула? – знакомый нежный голос.
– Как зовут тебя? – спросила Цветла.
– Юкош.
– Что теперь будет, Юкош?
– Не знаю. Я слышал разговоры пришельцев, но не понимал их языка. Их владыку заинтересовали драконы. Подручные пытались оседлать захваченных в бою.
– Не понимают, что дракон никогда не подчинится чужому человеку?
– Били жестоко, пока сами не устали. Думаю, они будут искать драконов в горах.
«Там я и встречу их», – подумала девушка, а вслух сказала:
– Полечу в дальние пещеры, сообщу о раненых. Следующей ночью вас вывезут отсюда.
– Будь осторожна. Если наши воины смогли нанести урон спящим врагам, те будут начеку.
Юкош был прав. Когда Цветла летела к дальним пещерам, она увидела несколько отрядов карабкающихся в горы чужаков. Лубей дал команду искать драконов и уцелевших татри.
Соплеменники встретили девушку слезами. Участь воинов предрешена, это и раньше было ясно. Однако смириться со смертью близких трудно. Весть о раненых, ожидающих помощи в пещере за водопадом, всколыхнула людей, сразу приступили к подготовке ночной вылазки. Цветла накормила дракона, поела сама, передохнула и покинула пещеры. Надо вовремя заметить подобравшихся к ним врагов. Близко ещё никто не подошёл, захватчики не знали, где искать татри. Только на закате разведчики заметили небольшой отряд иноземцев. Цветла знала это место, здесь часто бывали камнепады. Она направила дракона к вершине, вместе они раскачали большой камень и столкнули его вниз. Увлекая за собой другие камни, тот покатился по склону. Разгорячённая девушка набрала в мешок камней помельче, вскочила на спину дракона. Они ринулись вниз добивать уцелевших разбойников. Здесь и настигла её крылатого коня вражеская стрела. Спасая всадницу, друг из последних сил взмыл вверх. Перелетев через горную гряду, преданный Цветле дракон упал на каменистый уступ, испустив дух. Девушка ударилась при падении, не обращая внимания на боль, она пыталась помочь дракону. Тщетно. Долго плакала Цветла, обнимая шею верного небесного коня. Тут она и уснула. Разбудили её голоса. Слов не разобрать. Язык чужой. «Как враги забрались так высоко?», – подумала девушка, не открывая глаз.
***
Девушка лежала, обнимая шею мёртвого дракона. Глаза её были закрыты.
– Она жива? – спросила дракониха.
– Кажется, жива, – ответил её супруг, – а наш сородич мёртв.
– Она любила его.
– Он тоже любил, ты же видела, умирая, он спасал девушку.
– Ей не спуститься вниз, надо отнести её, – сказала жена.
– Ни один дракон не позволит человеку сесть на него! – возмутился супруг.
– Я аккуратно положу её тебе на спину, никто не посмеет сказать, что человек оседлал тебя.
– Спросить бы, куда ей нужно… но люди не понимают нашего языка.
– Если дунуть человеку в лицо, он узнает все языки, так я слышала.
– Стоит проверить.
Драконы склонились над девушкой и протяжно подули ей в лицо. Та даже не пошевелилась.
– Наверное, она умирает, как жаль! – Голос драконихи дрогнул.
***
Драконы склонились над девушкой, она почувствовала тёплое дуновение и услышала понятную речь: «Умирает, как жаль…». Цветла удивилась – кто из татри мог забраться на такую высоту? Открыла глаза и увидела двух драконов. Тут же подлетел третий:
– Скорее! Люди. Лезут к нашим гнёздам, мы едва успеваем сталкивать их вниз. Меня послали за помощью.
Драконы уже расправили крылья, собираясь покинуть уступ, но дракониха оглянулась на девушку:
– А как же она?
– Кто это? – спросил третий дракон.
– Это инородцы, – по-своему поняла вопрос Цветла, – они разорили наши селения. Татри прячутся в пещерах. Захватчики хотят переловить драконов и поработить их.
– Ни один дракон не позволит…
– Чужестранцы не знают этого. Они захватили драконов пленных татри, били их и будит бить, пока не загубят.
– Мы сбрасываем негодяев со скал!
– Их слишком много. Тьма. Так вы не справитесь, погибните все.
– Что же делать? Мы не подчинимся!
– Устраивайте камнепады. Знаете места, где камни на вершинах неустойчивы? – с надеждой в голосе спросила Цветла.
– Я видела, как она со своим другом засыпала камнями сотню человек, – кивнула на девушку дракониха.
– Я расскажу всем! – Дозорный оттолкнулся мощными лапами от уступа, взмыл вверх, крикнув на лету: – Будем устраивать камнепады!
Два других дракона тоже хотели улететь, но задержались:
– Ты с нами? – спросил дракон.
– Мне бы поговорить с повелителем чужестранцев, только я не знаю их языка.
– Ты теперь знаешь все языки. Зачем тебе говорить с ними?
– Объясню, что драконы не подчинятся им, попрошу уйти с наших земель… Я знаю все языки? Как это может быть?
– Драконы на многое способны. Научили тебя языкам, чтобы понимать, – дракон подставил Цветле крыло. – Залезай. Отнесу вниз.
– Ты позволишь мне сесть на спину?
– Никому не рассказывай. Я буду отрицать.
Дракониха полетела на помощь сородичам, а супруг её понёс девушку к лагерю захватчиков.


***
Дракон нёс Цветлу к лагерю захватчиков. Она всматривалась в мелькающие скалы, тут и там копошились взбирающиеся в гору люди. Как их много! Вот и шатры, раскинутые неподалёку от родного селения. Нашли самый большой с развевающимся на шесте полотнищем. Новый крылатый конь спустился на площадку перед шатром.
– Стой! – бросились к девушке стражники.
– Я пришла поговорить с вашим правителем! – сказала она на их языке, – у меня важные сведения.
Один из слуг скрылся в шатре, вскоре вернулся за Цветлой. Она прошла внутрь и увидела восседавшего на подушках круглоголового Лубея.
– Кто ты, смелая девица? – спросил правитель.
– Я татри. Прошу тебя увести людей с нашей земли. Драконов тебе не подчинить, они умрут, но не позволят оседлать себя.
– Я видел татри на драконах, и ты прилетела сюда верхом.
– Этих мы взяли птенцами, теперь это невозможно. Мой дракон последний, которого смог добыть татри.
– Мы не вы! Нужны птенцы, достанем птенцов!
– Ты погубишь людей, а птенцов не получишь, – сказала девушка и, подумав, добавила: – Они скорее убьют своих детей, чем отдадут.
В шатёр зашёл слуга и зашептал что-то Лубею на ухо. Тот выслушал, жестом отправил докладчика прочь и обратился к Цветле:
– Откуда ты знаешь намерения драконов? Быть может, они сказали тебе?
– Я говорила с ними, что тебя удивляет?
– Наглость, с которой ты обманываешь меня, девчонка!
– Я знаю язык драконов, как твой и все другие.
– Кстати, откуда ты знаешь наш язык?
– Драконы научили меня понимать любую речь.
– Я уличу тебя, лгунья. – Он послал слугу за переводчиком. – Есть у меня многоязыкий человек.
– Если я говорю правду, ты уведёшь войско?
Лубей расхохотался:
– Упорная!
Зашёл длиннолицый переводчик. По поручению Лубея он задал Цветле вопросы на нескольких языках и подтвердил, что она знает каждый из них. Отпустил правитель переводчика и задумался.
– Убедился? Уходишь? – спросила девушка.
– Ты поедешь со мной. Это условие! – ответил он и, не позволив Цветле возражать, пояснил: – Мне нужен такой переводчик. Много народов подчинены мне, иногда надо не только воевать, но и разговаривать.
– Я могу проститься с драконом?
Лубей кивнул и приказал стражникам смотреть за девчонкой.
***
Лубей приказал стражникам следить за ней. Цветла вышла из шатра и, обняв дракона, зашептала:
– Прощай! Они забирают меня. Это условие, иначе не уйдут, а перебьют всех татри и драконов.
– Я с тобой. Помогу убежать.
Девушка отрицательно покачала головой:
– Как же твоя жена? Не оставляй её. Потом… – Она горько улыбнулась. – Ни один дракон не позволит человеку сесть на спину.
– Я был рад помочь такому отважному человеку.
– Спасибо. Лети домой. Скажи драконам, что враги скоро уйдут.
– Хорошо. Но я вернусь за тобой, смелая девушка татри.
Дракон оттолкнулся от земли сильными лапами, раскинул крылья и взмыл в воздух. Цветла и стоящие рядом с ней стражники любовались его сверкающей на солнце чешуёй.
Категория: Рассказы Автор: Ирина Ваганова нравится 0   Дата: 01:10:2014


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru