Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронокская средняя общеобразовательная школа»
VI ежегодный Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный великому князю Владимиру
«Литературное творчество»
ЭССЕ
«… колико добра сотворив Володимир Русской земле…»
по роману Семена Скляренко «Владимир»
Подготовила ученица 11 класса
Лындо Екатерина.
Руководитель учитель русского языка
и литературы Ковалева
Наталья Максимовна
2012 год
Дивно же есть се, колико добра сотворив Володимир Русской земле, крестил ю, мы же христиане суще, не воздаем
почести против оного воздаянию...
Я очень люблю читать книги, которые повествуют о событиях, происходивших много лет назад. Иногда эти книги, уже однажды прочитанные, я беру в руки опять.
Роман Семена Скляренко «Владимир» произвел на меня особенное впечатление. «Для того, чтобы любить, ценить нашу прекрасную современность, надо хорошо знать и изучать седую древность, минувшее родного края»,- так объяснял автор свое обращение к исторической тематике.
С волнением я перечитываю страницы о далеком прошлом, и перед глазами встает древняя Русь: люди, события, обычаи и нравы. В те далекие времена закладывались основы русской государственности. Я вижу древнюю Киевскую Русь, общую колыбель трех славянских народов: русского, украинского и белорусского.
Велика Русская земля, но раздроблена на мелкие княжества, « князь князю уже не брат, хотя они и одного рода». Так было после смерти князя Святослава. Три его сына стали враждовать между собой. Старший, незаконнорожденный Владимир, правил в Новгороде. « Полюбилась ему эта суровая, холодная земля, молчаливые, работящие, необычайно сильные люди её... твердо сидел князь Владимир в Новгороде, его... слушались и любили люди всех верхних земель...» Владимир любил свою землю-кормилицу, защищал её от врагов.
Пока сыновья жили под одной крышей с отцом, и у отца была власть, они подчинялись ему. Но отца не стало, и разъединились братья, стали врагами. Это было в далекие времена, это можно видеть и в наше время. История повторяется в людях. Листая страницы книги, вижу зависть людскую, предательство, месть. Эти пороки существуют, сколько существует мир.
Вот я вижу трех сынов Святослава: спокойного, уравновешенного Владимира, завистливого Ярополка, тихого и нерешительного Олега. Все братья разные по характеру. Князь Владимир любил братьев, стремился к миру с ними, считал, « что Русь велика и братьям-князьям найдется в ней место». Но Ярополк убил брата Олега и пошел войной на Владимира, а потом убили и Ярополка, и Владимир лишился двух братьев.
Начинается княжение Владимира и объединение им под своей властью всей Русской земли. Бояре и воеводы в Древней Руси были самыми богатыми людьми в то время. Им же было этого мало, они хотели получать дань и в других землях. После смерти Святослава они требовали этого от Ярополка. Вот одна из причин вражды между братьями. Не раз предлагал Владимир брату мир и дружбу, но у Ярополка было много подстрекателей и предателей.
Остался Владимир один на престоле. Была у него жена, но всю жизнь не хватало ему родного человека, матери, с которой он был разлучен. Всегда помнил Владимир её облик. Мне очень хотелось, чтобы мать встретилась со своим сыном. Может быть, ход истории был бы тогда другим. Материнская любовь может сделать многое. Владимира не растила родная мать, вот и он разрушил свою семью и этим отдалил от себя детей. Сыновья ему подчинялись, пока были дома, в Киеве, но в то же время ненавидели его. Владимир был язычником, молился деревянным богам, но не запрещал христианство. Ему нелегко было жить в незнакомом, таинственном, полном опасностей мире. Но в двадцать лет, когда он сел на княжеский стол в Киеве, Владимир уже хорошо знал Русь, любил её людей и просто жаждал жить. Он верил в исконно древнюю и вечную Русь, раскинувшуюся от Русского до Ледового моря, от Карпатских гор до Итиль- реки и Урала. Он просто любил Русь с её законами и обычаями, с деревянными богами, с людьми, охранявшими все это и готовыми умереть за свою землю. Владимир видел и чувствовал, что на этой земле, по всей Руси, возникает нечто новое, непонятное, странное, но вместе с тем неизбежное, неумолимое, нужное. Князь понимал, что раздробленность Руси - это её слабость, и поэтому воевал не только с внешними врагами, но и с соседними княжествами. Этим он напоминает свою бабку, княгиню Ольгу, которая собирала и устраивала землю Русскую. На долю Владимира выпало более тяжкое бремя, чем отцу и бабке. Это бремя - брани, походы. В то же время Владимир стремился к миру с другими народами, принимал у себя послов из Византии, развивал торговлю. Послы из Византии попросили у князя Владимира в помощь шесть тысяч воинов. Владимир выдвинул им свои требования в пользу Руси: « Из каждого дела нужно извлекать пользу. Императоры о своей выгоде помышляют, русские люди такоже о себе пекутся...» Помогая Византии, Владимир хотел, чтобы между странами был мир, любовь, дружба, торговля, чтобы Византия говорила с Русью, как равная с равной, а её императоры с русским князем тоже. Но Византия обманула Русь. Две тысячи воинов полегли на поле брани, остальные, израненные и пешие, еле дошли домой. Унижение, гнев, отчаяние и человеческое горе прорвались и разразились, подобно буре.
Отныне Византия и Русь - враги навеки. Князь, воеводы и бояре спрашивали себя, почему с другими странами императоры Византии ведут себя, как с равными, немцы, угры им друзья, а с русскими - как с рабами? И тут же отвечают на этот вопрос: все эти народы - христиане-латиняне, и законы у них новые, совершеннее наших - русские же люди молятся деревянным богам, живут по старому закону, который давно пора сменить. Долго думал Владимир над этим. Он говорил: « Я должен стать равным императорам, а Русь поставить наравне с Византией». И снова поход, снова брань, разлука. Перед походом на Византию Владимир пришел к священнику, который служил еще бабке Ольге. Его душа мечется в поисках ответов на многие вопросы: Что сталось? Почему неспокойна земля и её люди? Почему нет согласия в землях, в городе Киеве?
- И нет покоя в моей душе, нет веры... Куда иду, куда должен вести людей своих?- спрашивает Владимир.
Священник ему ответил:
- Когда человек принимает крещение, Господь отпускает ему все грехи, содеянные прежде, через купель человек вступает в новую жизнь...
- Затем и пришел к тебе, отче! - сказал князь.- Помоги моему неверию!
Владимир окрестился. Произошло то, к чему он неизбежно шел. Древняя Русь еще жила вокруг него, но сам он - князь Руси - был уже не язычником, а христианином. После похода на Херсонес, захватив его, Владимир окрестил Русь. Вот он разговаривает с византийскими василиками: «Так, пришло время, когда мы, русские люди, готовы принять христианскую веру. Древние боги некогда зело помогали людям нашим, ныне мы живем в ином мире и хотим жить, как все. Что ж, примем это у вас».
Силой он заставил принять христианскую веру людей Руси. А сам, для того чтобы Византия признала Русь, жертвует многим, даже своей семьей. Он берет в жены византийскую княжну, а его семья распадается. Жена уходит в монастырь, а дети не принимают его поступка и отворачиваются от отца, хоть и остаются рядом с ним.
С волнением читаю заключительные страницы романа, где умирающий Владимир обращается к образу Христа: « Воззри же теперь на мя, воззри, ибо ты царь небесный, а я царь земной, и, кроме тебя, мне не к кому обратиться... сойди с образа, помоги, спаси...» Еще более волнуют строки о том, что рядом с княжеским теремом в последние минуты земной жизни Владимира была мать, но её к нему не допустили, не дали положить « руку на его горячий лоб ». И самое печальное то, что не сразу оценили заслуги Владимира перед родиной и народом. Недаром у неведомого чернеца XII столетия, писавшего жития, с горечью вырываются слова: « Дивно же есть се, колико добра сотворив Володимир Русской земле, крестил ю, мы же, христиане суще, не воздаем почести против оного воздаянию...»
Да, много сделал для Руси князь Владимир: заставил всех соседей смотреть на нее как на великую державу, укрепил границы, установил твердую государственную власть и единство Русской земли, а когда «... всем сердцем и всей душой возлюбил Бога и заповеди его», « заповеда по всей земле своей креститися...»
Прошли столетия... Далекая история отзывается в нас сегодня, мы ощущаем боль и радость нашей земли. А.С.Пушкин в свое время говорил:
« Уважение к минувшему — это черта, отличающая образованность от дикости», - и в уста своего героя вложил слова - заповедь для нас: « Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу...» Мы гордимся славной историей Руси святой, «иже ведома и слышима есть всеми конци земля»
|