Olrs.ru / Конкурс
КОНКУРС

Регистрация

Логин

Пароль

забыли пароль ?




Конкурс №13 июнь 2017
1 место в номинации "Проза" рассказ Талгата Ишемгулова "Ястребок". В номинации "Лирика" 1 место Иван Малов с подборкой стихов "Степью навеяны строки".











Баба Яга, Змей Голрыныч и Кащей Бессмертный

У змеи семь голов

В Средней Азии около седьмого века начал разваливаться Тюркский каганат. Огромная его часть, земли, где кочевали кимаки (Прииртышье, в верховьях Иртыша), обособилась, и возникло новое государственное объединение – Кимакский каганат, который раскинулся от Алтая до Каспия.
«Кимак» (каимак – иемак – имак) – по-тюркски «змея», которую эти племена считали своим предком-прародителем. По легенде, у кимаков было семь племен – семь голов у змеи.
Кимакские племена имели довольно высокую культуру – города, развитую торговлю, навыки земледелия, храмы и святилища, где приносили жертвы перед каменными изваяниями, изображавшими предков-прародителей.


Кипчаки

Одной из голов змеи, одним из кимакских племен, были кипчаки. Они были наиболее дикими и примитивными из всех кимаков и вели в бескрайних азиатских степях полукочевой образ жизни. Кочевали кипчаки у самых границ Хазарии. Около десятого века население Кимакского каганата резко увеличилось, и из центральных областей начался поток переселенцев на окраины. Кипчаков стали теснить, они были вынуждены стронуться с привычных мест кочевий и, как чуть раньше печенеги, двинуться на запад в поисках земли обетованной. В начале одиннадцатого века кипчаки, не встречая сильного сопротивления, начали массовое продвижение в Поволжье, Приазовье и Причерноморье. Прежнее население этих мест – остатки народов Хазарского каганата – было более культурным и развитым. Завоевывая их, кипчаки приобретали новые знания, умения и навыки.

Половцы-шары

В результате смешения кипчаков с местными народами уже во втором-третьем поколении сформировался практически новый народ, который русские летописи, рассказывая о восточных степях, именуют половцами, а рассказывая о степях причерноморских – куманами. Нас, естественно, более всего интересуют половцы – жители Приазовских и Донецких степей.
Половцами русичи называли их из-за какого-то отношения к желтому цвету: то ли потому, что были они светловолосыми; то ли потому, что жили среди сухой степной травы-половы. Некоторые исследователи думают, что желтый цвет был одним из ритуальных у кипчаков, возможно, знать любила носить желтые шелковые халаты.
Огромный союз кипчаков состоял из отдельных племен, каждое из которых имело свое название. В наших Донецких степях, в среднем течении Северского Донца и по его правым притокам (в частности, по берегам реки Бахмутка, которая берет свое начало на территории Горловки), издавна кочевало половецкое (кипчакское) племя шары. Шары, как и их далекие предки кимаки, своим священным животным считали змею и устраивали святилища возле каменных изваяний своих предков-прародителей.

Змей-Горыныч

Русские былины рассказывают о том, что богатырям частенько приходилось сражаться со Змеем, а в сказках мы нередко сталкиваемся со Змеем-Горынычем, который живет в горах и утаскивает в свою пещеру прекрасную девушку. Герою потом приходится сражаться с Горынычем не на жизнь, а на смерть. Но волшебные сказки – это далеко не всегда вымысел, их сюжеты и образы имеют прототипы в реальной жизни.
Кимако-кипчакские легенды и наши летописи дают основания думать, что прообразом Змея-Горыныча стали племена половцев-шары, проживавшие в XI-XIII в.в. в Донецких степях. Вполне возможно, что и печенеги, жившие тут раньше, ассоциировались с тем же Змеем, потому, что были предками, дальними родственниками кипчаков-половцев, тюрками, как и все степняки. Возможно, они тоже считали своей прародительницей Змею, У Которой Семь Голов.
На меловых вершинах Святых Гор, окаймляющих северный берег Донца, завидев в степи половецкую орду, дозорные разжигали костры, чтобы предупредить народ о грядущем нашествии, и тогда люди в ужасе говорили:
- Змей-Горыныч летит города и села жечь...


Кащей Бессмертный

Многочисленные половцы делились на отдельные орды по тридцать-сорок тысяч человек, из которых до восьми тысяч мужчин были воинами. Каждая орда делилась на общины, которые именовались куренями, либо кошами. Именно эти унаследованные от степняков названия воинских подразделений позже использовали украинские казаки.
Слова «коч», «кош», «кощ» означают не что иное, как кочевье, орду, движущуюся по степи. Во главе каждого коша стоял, естественно, кошевой, глава рода, семьи, войска, кочевья. Слово «кащей» придумали русские летописцы, немного переиначив половецкое «кошевой».
В русских летописях вожди нападавших на Русь половецких войск и главы половецких племен-княжеств неоднократно именовались кащеями, правда, не бессмертными, а погаными. Бессмертными же своих князей объявляли сами половцы. Они изготавливали каменную статую, изображавшую умершего вождя-воина, устанавливали ее на вершине кургана и устраивали вокруг святилище, где совершали жертвоприношения. Половцы поклонялись своим бессмертным предкам-прародителям, защитникам и покровителям – то есть кошевым-Кащеям Бессмертным.

Баба-Яга

Еще за тысячу лет до половцев в Донецких степях кочевали сарматские племена, которых греческие историки именовали языгами. У них был матриархат – счет родства велся по материнской линии, женщины имели главенствующее положение в роду, а в особенном почете были всезнающие старухи. Символом власти женщины-вождя и жрицы был большой медный котел, в котором готовили пищу для всего рода. У степняков женщина всегда имела намного больше свободы, чем у оседлых народов. Традиции, присущие скифам и сарматам в этой сфере жизни, сохранялись в степи тысячи лет. Похоже, уже тогда формировался образ знакомой нам по сказкам Бабы Яги.
Половецкие женщины были, в полном смысле слова, на все руки мастерицы: они и больных лечили, и жертвоприношения совершали, и еду готовили, и одежду шили, и скот караулили от воров и, если нужно было, возглавляли свой кош в битве. Они с детства лихо управлялись с конем, луком, стрелами и мечом. А уж котел всегда был при главной жене вождя, потому, что теперь он символизировал власть кащея-кошевого (недаром в сказках Баба Яга приходится Кащею Бессмертному какой-то родственницей).
Живет Хранительница Знания, Баба Яга, в избушке-гробу, в преддверии таинственного «царства мертвых», из которого все произрастает-рождается заново, в извечных, дремучих лесах. По берегам Донца и сегодня существуют остатки таких лесов. Есть там и дубовые рощи, и реликтовые (древние) сосны, и светлые березняки. В сказках Баба Яга всегда дружит с Кащеем Бессмертным и со Змеем Горынычем. Она им и помощница, и сестрица, и охранница их владений, и жрица, которая может вылечить, то есть – с того света вернуть.
Лукоморье
Александр Сергеевич Пушкин историю знал отменно. Рассказывая о Лукоморье, он знал, что так в русских былинах и летописях называлось, прежде всего, побережье Азовского моря, подчас выгнутое, как огромный тугой половецкий лук.
Летописи помещают в тех краях, на всем побережье Азовского моря до нынешней речки Молочной, племена половцев-лукоморцев. Они кочевали по Донецким степям осенью на юг, к морю, а весной – на север, к берегам Северского Донца. Похоже, это об их князьях-кошевых-кащеях, которые частенько на русскую землю походами ходили и грабили ее безжалостно, поэт говорил: «Там царь Кащей над златом чахнет».
Русским духом там тоже, естественно, попахивало, потому что киевские князья присматривались да приценивались к богатым степным угодьям, а богатыри устраивали быстрые рейды вглубь половецких территорий, били лукоморцев, возвращая себе не только награбленное, но и пленников-рабов, захваченных в славянских городах и весях. Девушек, правда, спасти удавалось не всегда, продавали их за большие деньги далеко на юг, в Византию и на восток, в азиатские страны, и возврата оттуда не бывало...

Поляницы

В одной из былин богатырь Добрыня Никитич поехал в степь со Змеем сразиться (в нашу степь, естественно!). Ехал он, ехал и... встретил девушку-богатыршу, степнячку-поляницу. Пришлось богатырю вступить с воинственной дивой в сражение. Девушка изловчилась да и сдернула Добрынюшку с коня, сдернула да в свою седельную сумку и упрятала! А потом и говорит ему: «Женись на мне! А коли не женишься – на ладоню покладу, другою прихлопну и овсяный блин из тебя, молодец, вмиг сделаю!» Что Добрыне оставалось делать? Сыграли в степи свадьбу по степным обычаям (жениху с невестой силушкой потягаться надо было!), а потом он привез ее в Киев, окрестил, нарек Настасьей и обвенчался.
Сказка ложь, да в ней намек: многие русские богатыри и князья брали половецких девушек, сильных да ловких, смелых да веселых, в жены.

«Свет мой, зеркальце, скажи...»

Помните: жил был царь, и умерла у него жена, оставив дочку, и женился царь на другой женщине, молодой и красивой, но злой непонятно почему, и стала она падчерицу изводить. И было у той мачехи зеркальце...
Археологи утверждают, что никогда не находили зеркал в раскопанных ими древних русских городах. Русские женщины до четырнадцатого-пятнадцатого веков зеркалами, похоже, не пользовались. А кто же любил в зеркальце поглядеться? Правильно, половчанки и вообще степнячки. У всякой уважающей себя степной женщины к поясу была привешена кожаная сумочка, а в ней – зеркальце из полированной светлой бронзы. Отполировано оно было только с одной стороны, а другую украшали узоры да чеканка. Вот и выходит, что «злая мачеха» из сказки наверняка была половчанкой: из летописей известно, что русские князья, мир со степняками заключая, на дочерях их женились. Именно потому и не любила новая жена падчерицу, дочку своего русского мужа. Оттого и сказку сложили, что ситуация эта была, к сожалению, совсем не сказочной. А злая мачеха, как ни верти, опять родом из наших донецких краев получается...

Шарк Великан, Тугарин Змиевич
и Боняка Шелудивый

Эти былинные герои упоминаются и в русских летописях. Они настолько же реальны и историчны, как и их противники – Владимир Красно Солнышко и Добрыня Никитич. Из них троих Тугоркан и хан Боняк жили в Приднепровье, а вот хан Шарук (Шарукан, хан племени шары) – родом из наших мест. Был он свирепым и безжалостным, множество народу от его набегов погибли или в полон попали.
Хана же Боняку русские летописи недаром Шелудивым прозвали: по преданию, родился он «в сорочке», то есть с родовой пленкой на голове. В старину это считалось признаком счастья, избранности, божьей отметиной. Пленку эту обычно не снимали, и она прирастала к голове навсегда, а людей, таким образом, отмеченных богами, называли шелудивыми. Им приписывались разные волшебные возможности. Считалось, например, что могут они оборачиваться серыми волками и в таком виде просить помощи у сил природы. Христиане, естественно, к таким качествам относились с подозрением и потому прозвище «шелудивый» стало негативным.
Много горя принесли земле русской и много радости земле половецкой эти три половецких богатыря, потому и остались в памяти народной на веки вечные.

Серый волк

Этот герой тоже неспроста существует в наших сказках. Волк издревле был символом богатыря, князя, жреца-шамана. А поскольку князья в древности совмещали обязанности и вождя, и военачальника, и судьи, и верховного жреца, то каждый уважающий себя князь – и русский, и степной, половецкий – просто обязан был уметь оборачиваться волком для благих целей: секреты врагов во время войны выведать да для прокорма войска дичи добыть.
Позже эту волшебную силу приписывали новым жителям степей, унаследовавшим ее от сотен предыдущих поколений – казакам. «Волчьи» мотивы мы находим не только в сказках, но и в былинном эпосе, и в народных песнях. В знаменитом «Слове о полку Игоревем» сам князь Игорь, сбежав из половецкого плена, на пути домой, чтобы добраться побыстрее, применяет княжьи чары – оборачивается волком.
Спит сегодня древняя Донецкая степь, но витают над нею полузабытые сказочные образы, которые на поверку оказываются реальными персонажами истории, далекими нашими предками. И может быть, в ком-то из нас, живущих сегодня по городам и весям Центрального Донбасса, течет вечная кровь Змея-Горыныча, Кащея Бессмертного, Бабы-Яги и Девки-Поляницы...
Категория: Статьи Автор: Ирина Шевченко нравится 0   Дата: 20:06:2012


Председатель ОЛРС А.Любченко г.Москва; уч.секретарь С.Гаврилович г.Гродно; лит.редактор-корректор Я.Курилова г.Севастополь; модераторы И.Дадаев г.Грозный, Н.Агафонова г.Москва; админ. сайта А.Вдовиченко. Первый уч.секретарь воссозданного ОЛРС Клеймёнова Р.Н. (1940-2011).

Проект является авторизированным сайтом Общества любителей русской словесности. Тел. +7 495 999-99-33; WhatsApp +7 926 111-11-11; 9999933@mail.ru. Конкурс вконтакте. Сайты региональной общественной организации ОЛРС: krovinka.ru, malek.ru, sverhu.ru