ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Вековая мудрость сказки

Вековая мудрость сказки
(заседание ОЛРС, посвящённое
Международному Дню сказки)

Со свитой птиц,
С огнём всезрящих глаз
Сквозь наши будни
Ткёт нам праздник-
Сказка.
К. Бальмонт

Так изысканно презентовал сказку Константин Бальмонт своему читателю в двадцатом веке. Таковой она остаётся и по сей день, открывая всё новые и новые грани истинному её почитателю и исследователю

Став составной частью духовной культуры народа, сказка несёт свои универсальные принципы осмысления и изображения мира и человека, легко узнаваемые в искусстве. В то же время, опираясь на фольклорные традиции, на творчество А.С.Пушкина, Г.-Х.Андерсена, социально-аллегорические и педагогические сказки, Будущие учителя, студенты ГБОУ СПО РО
«ЗернПК» размышляют о жанре сказки
она отражает не только особенности литературного процесса, но и своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Именно поэтому можно с уверенностью говорить о том, что художественный мир литературной сказки - это подвижное понятие, изменяющееся в зависимости от времени создания, авторской позиции, ориентации на «своего» читателя.

Эта тема стала главной на июньском выездном заседании Общества любителей русской словесности в преддверии Международного дня сказки (7 июня) и Пушкинского дня России (6 июня). В актовом зале Зерноградского педагогического колледжа собрались не только почитатели русской словесности со стажем, но и юные любители литературы.

Профессор Куликовская И. Э. о мудрости
жизни, отражённой в сказке
Беседу о сказке начала доктор педагогических наук, профессор Южного федерального университета Ирина Эдуардовна Куликовская, предварив свои наблюдения и исследования, посвящённые этому жанру, словами о значении родного языка в жизни каждого человека, об осмыслении и понимании его «как подарка», который необходимо ценить и беречь.

Мудрость жизни, отражённая в сказке - вот на чём был сделан акцент выступления профессора Куликовской.

Сказка, вырываясь из глуши о доброй старине вещает…

Когда мы произносим слово «сказка», каждая буква имеет смысл. Это слово, которое об азах говорит (скАЗка), неся тысячелетнюю мудрость, концентрируя в себе много смыслов и значений, азов. Сказка даёт именно эти азы. Азы постижения картины мира. Те нормы и правила, позволяющие жить гармонично с миром, с самим собой.

Колыбельные, потешки, прибаутки, сказки. Зачем же современным детям слушать сказки? Они вводят человека в пространство культуры. Не авторские, но так бережно обработанные веками самые главные слова легко воспринимаются маленьким читателем. Говоря о многогранности сказки, профессор Куликовская останавливается на таких формах как мифопоэтика, символизм, генетизм, этиологизм, антропоморфизм. Сказку можно сравнить с молитвой, которую читают на ночь – такой же ритм, мелодика, интонации. Такой же эффект умиротворения, покоя и счастья.

Круглов Юрий Николаевич – академик Славянской
Всемирной Академии, секретарь «Шолоховского круга»
Союза писателей России, историк-краевед
В продолжение темы выступил Круглов Юрий Николаевич – академик Славянской Всемирной Академии, секретарь «Шолоховского круга» Союза писателей России, историк-краевед. Он коснулся темы влияния на рождение русской сказки культуры скифов и сарматов. Того сказочного, нераскрытого потенциала Юга России, который хранят «южно-русские вещи» -абсолютные свидетели и одновременно «главные герои» русских сказок. Этот потенциал, к сожалению, не осмыслен до конца, утверждает Юрий Николаевич. А ведь культура скифов и сарматов оказала огромное влияние на славян и рождение сказки. Как же выглядели те первопредметы, которые породили сказку? Например, сарматское серебряное зеркальце, которому более 1300 лет. Оно было главным советником женщин- жриц.

Меч-кладенец – ему всегда поклонялись. Культ меча насчитывает историю в 25 веков. Примером такого образца является один из древнейших кинжалов – акинак - оружие скифов и представляет собой короткий меч или длинный кинжал со своеобразным перекрестием. Акинак получил широкое распространение у жителей степных районов. Помимо этого он являлся показателем статуса в обществе, служил отличительной чертой военных аристократов и сообщал о принадлежности к тому или иному воинскому сословию.

Упомянул Юрий Николаевич и о Жар-птице, как одном из главных героев и символов сказки, соединив это с античной легендой о магическом поясе богини Афродиты и поясом Ареса; о Волшебных ножницах и Молодильных яблоках, Единороге и Сером Волке, чьи тотемные изображения найдены археологами в сарматских захоронениях. Сказка, благодаря таким артефактам становится трёхмерной, воспринимается по-другому.

Все эти предметы должны находиться в Музее Сказки, который необходимо создать на территории ЮФУ, к чему и призывает в своём выступлении Круглов Ю.Н.

Замечательная идея создания Музея Сказок успешно воплощается по всей России. К примеру, музей «Рождение сказки» в деревне Василёво Ярославской области

1. Музей «Рождение сказки», Ярославская обл., Переславский район, д. Василево

Музей "Рождение сказки" - это уникальная коллекция экспонатов художника и скульптора Тихонова Александра, уроженца этого маленького провинциального города. Образы низшей славянской мифологии, героев волшебных сказок вовлекают посетителей в удивительный, полный тайн и загадок мир доброй и мудрой русской сказки.

2. Дом сказок «Жили-были» (Москва, Россия).

Здесь экскурсии посвящены русским и западноевропейским народным сказкам, былинам и мифологии, авторской сказке. Создатели Дома сказок предлагают поучаствовать в развитии сюжета, переиначить его, наполнить новыми приключениями и победами, создать старую сказку на новый лад, покормить Змея Горыныча или слазить в печку к Бабе-Яге!

3. «Сказкин дом» (Санкт-Петербург, Россия).

Как говорят посетители, это целая сказочная страна, в которой бок о бок живут Оле-Лукойе и Золотая Рыбка, Кощей Бессмертный и Карабас-Барабас, Три медведя и Кот-в-сапогах. А освоиться детям в сказке помогут актеры в образе сказочных персонажей.

4. «Поляна сказок» (Ялта, Россия).

Музей под открытым небом «Поляна сказок» обосновался под сенью деревьев, и как тут не поверить, что это настоящий сказочный лес. Схема всей экспозиции не даст заблудиться любителям сказок и откроет много интересных и загадочных тропинок. Здесь собраны скульптуры персонажей из разных сказок: могучий богатырь Святогор и находчивые Запорожские козаки, горемычный Старик со своею Старухой и неунывающий Ходжа Насреддин, Элли со своими верными друзьями – Страшилой, Дровосеком и Храбрым Львом, куча-мала обитателей Теремка и многие другие персонажи народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей. За советом или помощью, как водится в сказках, здесь надо идти к Бабе-Яге – она обитает в традиционной избушке на курьих ножках. Может быть, Яга для начала загадает хитрую загадку – но раз справлялся с ее задачками Иван-царевич, то справятся и дети. Также в летнем театре дают сказочные представления.

Виртуальная экскурсия по сказочным музеям перенеслась в Стокгольм, на родину Астрид Линдгрен.

5. Юнибакен» (Стокгольм, Швеция).

Герои Линдгрен – озорные выдумщики и мечтатели – населяют музей. Есть тут и персонажи книг других скандинавских писателей – с ними посетители музея встречаются на Площади сказок. На игровой площадке можно заглянуть к Пеппи на виллу «Курица», чтобы пошалить вместе с озорной рыжей выдумщицей, и побывать в домиках других сказочных героев. А Сказочный поезд повезет вас в гости к девочке Мадикен, к Эмилю из Леннеберги и вдруг взмоет в воздух, чтобы завернуть на крышу к Карлсону, подхватить Нильса и гусей и вместе отправиться к Рони, дочке разбойника, и к братьям Львиное Сердце. Во время поездки рассказы обо всех этих героях можно послушать и на русском языке. Также в музее устраиваются театрализованные представления и игровые выставки.

6. Музей Андерсена (Копенгаген, Дания).

Знаменитый детский сказочник, присевший у входа в дом и заглядевшийся на веселье в парке Тиволи, – так выглядит памятник Андерсену у входа в музей. На чердаке дома, где жил этот мудрый и грустный писатель, воссоздан его кабинет, за столом восседает сам Андерсен, и вид из его окна – почти такой же, какой был несколько веков назад. В музее посетителей ждут сюрпризы и неожиданности – встреча с Дюймовочкой, непростое путешествие вслед за Оловянным солдатиком и насмешливое наблюдение за Голым королем, который, красуясь перед зеркалом, кажется себе вполне одетым. Благодаря трехмерной анимации можно оказаться в атмосфере сказок Андерсена.

Абдульманова Л. В. и студентка Шляхова Н.
проводят игру с участниками собрания
После небольшого виртуального путешествия, диалог о сказке был продолжен заведующей кафедрой дошкольной педагогики ЮФУ, кандидатом педагогических наук, доцентом Абдульмановой Л.В. и студенткой ЮФУ Шляховой Надеждой. Предложив всей аудитории включиться в диалог, Любовь Витальевна остановилась на педагогическом феномене русских сказок. Эта особая и наиболее важная грань сказки как жанра является одной из самых востребованных среди учёных, методистов и педагогов.

Ващенко Алла Витальевна демонстрирует
стилистические эксперименты со сказкой
Стилистические эксперименты со сказкой предложила залу педагог высшей категории Зерноградского педагогического колледжа Ващенко Алла Витальевна. Немного юмора, фантазии, опыта – и сказка превращается в детективную историю, репортаж, заметку и т.д.

Лонкина Татьяна Ивановна, руководитель
творческой студии «Волшебные бутоны»
Открывая мир сказок, мы не только узнаём картину мира и его устройство, но и узнаём будущее. Именно с этой стороны предлагает взглянуть на сказку руководитель творческой студии «Волшебные бутоны» Лонкина Татьяна Ивановна из г. Ростова-на-Дону. Театральная студия позволяет не только услышать и увидеть сказку, но нарисовать и раскрасить её в сопровождении музыки.

Откуда мы узнаём о сказках? Из семьи, книг, телевидения, кино… В последние годы Савченко Альфия Маратовнамы всё чаще встречаемся с необычным явлением переработки старых сказок на новый лад кинематографистами. В науке этот способ называется «ревизионизм», как возможность вернуться к знакомому сюжету и посмотреть, что же будет теперь, когда добро победило зло. Об этом с большим интересом рассказала собравшимся аспирант кафедры истории, социологии, политологии экономического факультета АЧГАА Савченко А.М. В конце своего выступления она призвала собравшихся вспомнить сказки Александра Роу. На фильмах этого замечательного режиссёра-сказочника воспитывалось не одно поколение наших граждан, а многие его режиссёрские и постановочные элементы из русских сказок брал на вооружение сам У.Дисней.

Галисханова Ирина Борисовна, зав. библиотекой
им. Гайдара, г. Зерноград
В 2014 году исполняется 180 лет с момента публикации знаменитой сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок». «Что ни строчка, то памятник души человеческой» - так в далёком 1969 о сказке П. Ершова писал в своём эссе «Ни на небе, на земле…» поэт Б. Примеров. Подробно об этой публикации рассказала И.Б. Галисханова, заведующая библиотекой им. Гайдара Своё выступление Ирина Борисовна начала с замечательного чтения стихотворений Примерова, плавно перейдя к статье, посвящённой знаменитой сказки Ершова. В ней Б. Примеров рассуждал, как 135 лет назад профессор словесности Петербургского университета П.А. Плетнёв начал свою лекцию с чтения сказки Пётра Павловича Ершова, тогда ещё молодого студента, оканчивающего университет. «Нужно встретить юного сибиряка с почестями», - так восторженно профессор отзывался о талантливом литераторе, а вся Россия приняла сказку как что-то родное: «Как живут, как говорят герои, язык живой, разговорный, пересыпан частушками да пословицами - одна сцена краше другой, а ярмарка, ярмарка! По буйству, сочности и яркости красок язык сказки сравним с полотнами Кустодиева. Писано настоящим широким мазком настоящего художника, чувствующего быт и характер народа. Только с высоты великого художественного таланта можно было так написать! За каждым словом чувствуется мастер!»

Очень подробно осветив статью Б. Примерова, Ирина Борисовна отметила, что литературное эссе не было осложнено академичностью, несмотря на то, что Черноиванова Наталия Егоровна, старший
преподаватель кафедры дош. пед. ЮФУ
употреблялась литературоведческая терминология.

В конце своего выступления, поздравив всех присутствующих с Днем сказки, Праздником Пушкина, И.Б. Галисханова представила экспозицию «Сказки мудрое начало», подготовленную сотрудниками библиотеки.

Значение сказки в процессе развития человека отметила старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики ЮФУ Н. Е. Черноиванова и представила Н. И. Дементьеву, детского врача и руководителя Центра Гуманной педагогики и практической психологии ЮФУ, а также сотрудников МБДОУ № 251 г.Ростова-на-Дону И.В. Гелястанову и И.С. Габрельян, которые поделились опытом, как создать для ребёнка мир сказок Великих Мастеров.

Строкова Татьяна Николаевна, директор
дома-музея им. В. Закруткина
Во второй части вечера перед участниками и гостями ОЛРС выступила с приветственным словом директор мемориального дома-музея им. В. Закруткина Т.Н. Строкова. В завершение своего выступления она предложила собравшимся послушать фрагменты из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Затем на сцену вышли юные актеры и открыли Юбилей Пушкинских сказок, прочитав фрагменты из «Сказки о царе Салтане», «Сказки о Золотом петушке», «Сказки о Мёртвой царевне».

Бондарев Эдуард, 12 лет Каун Анастасия и Бородина Варвара, (5лет, 7 лет)

По традиции, заседание Общества любителей русской словесности завершилось конкурсом выразительного чтения стихотворений. Все участники получили памятные Сертификаты.

Подробности о победителях июньского конкурса смотрите на нашем сайте в разделе «Анонсы».

1. http://femina-maskulina.ru/katalog-statej/muzhskaja-tema/oruzhie/akinak-oruzhie-drevnih-skifov

2. http://www.domskazok.ru/

3. http://www.skazkindom.ru/

4. http://crimeamap.ru/polyana_skazok/#ll=34.120274,44.491751&z=13&mt=map

5. http://www.junibacken.se

6. http://www.facebook.com/Junibacken


Уч. секретарь ОЛРС Татьяна Лантратова

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы