ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Собрание ОЛРС, посвящённое творчеству Анны Ахматовой

Трагический голос эпохи....
Литературный вечер, посвящённый творчеству Анны Ахматовой

23 июня участники и гости ОЛРС собрались в библиотечном центре «Лефортово», чтобы отметить День рождения великой русской поэтессы Анны Ахматовой. На долю Анны Ахматовой выпало много тяжёлых испытаний, но она перенесла их с удивительной выдержкой и силой воли. Эта талантливая представительница Серебряного века пережила Серебряный век ещё на полвека и, несмотря на все тяжести времени, Анна Андреевна до конца оставалась в своей стране, со своим народом. Она стала трагическим голосом эпохи. Этим «скорбным духом» отмечена вся поздняя поэзия Ахматовой. И, возможно, именно он сделал ее великим русским поэтом ХХ века.
Вечер, посвящённый поэтессе, открыл доктор филологических наук, профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина Владимир Иванович Аннушкин. Он отметил, что Анна Андреевна очень русская поэтесса необыкновенной духовной глубины, и что очень многие поэты претендуют на глубину духа, но важно, чтобы духовное содержание человека – его душа – осуществились в слове, в тексте, в языке.

М.Наппельбаум. Анна Ахматова. 1921 г.

В.И. Аннушкин поделился воспоминаниями своего учителя, заслуженного профессора МГУ (ученика главного русиста 20 века В.В. Виноградова) Юрия Владимировича Рождественского. Тот рассказывал, как однажды в дом к уже престарелому академику Виноградову пришла Анна Андреевна. И В.В. Виноградов, который очень откровенно и иногда даже с пренебрежением относился к творчеству некоторых поэтов 20 века, несмотря на свои больные ноги встал, пошёл быстрым шагом в прихожую, ввёл Анну Андреевну в комнату, усадил за стол и долго беседовал с ней. Это, конечно, свидетельство того, каким языком, как необыкновенно писала Анна Андреевна, - заключил В.И. Аннушкин.
Доктор филологических наук, профессор Литературного института им. А.М. Горького Станислав Бемович Джимбинов отметил, что Серебряный век правильно было бы называть не Серебряным, а вторым Золотым веком. С.Б. Джимбинов в своей лекции затронул два чрезвычайно важных для творчества Ахматовой вопроса. Во-первых, как сложилась поэзия Ахматовой, как ей удалось достичь такого совершенства русской поэтической речи, которого в 20 веке, кроме неё, никому достичь не удалось? На мой взгляд, - подчеркнул С.Б. Джимбинов, - Анна Ахматова стала самым главным русским поэтом 20 века. И я хочу попытаться понять, как на творчество Ахматовой повлияли окружающие её люди и обстоятельства? И почему Октябрьская революция оказала столь разрушающее воздействие на русскую поэзию в целом?
«Хотя, в Литературном институте училась студентка с похожей на Ахматову фамилией, - продолжал С.Б. Джимбинов, - Белла Ахмадулина. Я не скажу, что её поэтический дар сравним по силе с даром Анны Ахматовой.

Памятник А. Ахматовой на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге. Скульптор Г. В. Додонова, архитектор В. А. Реппо. 2006

Но по культуре поэтической речи Белла Ахмадулина приблизилась к речи Анны Ахматовой. Также я хотел бы рассмотреть поэтическую ткань Ахматовского стиха, чтобы понять в чём же состоит его магия? - подчеркнул С.Б. Джимбинов. - Здесь нужно задаться вопросами: Что такое слово? Как и кем оно даровано человеку? Что оно, вообще, может выражать особенно тогда, когда к нему подведена глубочайшая духовная энергия? И какие истины тогда сможет выражать это слово?
Первоначально мне хотелось бы рассказать вам массу забавных притч, из которых у вас сложится человеческий облик Ахматовой. Я также хотел бы обратить ваше внимание на то, что ещё в третьем веке нашей эры Александрийские учёные составили свой список лучших поэтов, и первым поэтом в этом рейтинге оказалась женщина, а вовсе не мужчина. Это, конечно, была Сафо. Так что не стоит удивляться, что и одним из талантливейших поэтов Серебряного века тоже стала женщина. Но сначала всё-таки о генетике, и генетика Ахматовой очень странная. Вы знаете, что настоящая фамилия нашей поэтессы Горенко, с ударением обязательно на первый слог. Первые свои стихи Анна Ахматова напечатала ещё под фамилией Горенко в альманахе «Сириус», который издавал молодой Николай Гумилёв тиражом 300 экземпляров. И тогда отец Анны Ахматовой (механик в отставке) сказал ей, чтобы не позорила стихами его имя. И она взяла псевдоним по фамилии своей прабабушки-татарки. Недаром я только что упоминал греческую поэтессу Сафо, в роду Ахматовой тоже были греки, и говорят, что её знаменитый нос с горбинкой – это свидетельство её греческих корней.

Анна Ахматова – портрет. Художник Юрия Анненков

В ней смешалась и украинская, и татарская, и греческая кровь. Вот примерная генетика Ахматовой. Дальше разберём её характер и нрав. С семи до четырнадцати лет каждые каникулы она проводила около Севастополя в Херсонесе. И её знакомые рассказывали, что когда юная Ахматова вместе с братьями и сёстрами перевозили в лодке арбузы, и все гребли по очереди, она никогда не сидела на вёслах и не гребла. И тогда её родственники шутили: «Вот везём арбузы и Аню». И тогда Ахматова становилась на край лодки и прыгала в море и добиралась до берега вплавь более километра. Почему же Аня не гребла, чтобы помочь своим братья и сёстрам? Возможно, она была не только ленивая, но и немножко самолюбивая. В 1902 году, когда Ахматовой было 13 лет, родители отдали её в самый привилегированный тогда институт – Смольный институт для благородных девиц. Но она пробыла там менее двух месяцев, потому что с детства страдала сомнамбулизмом, то есть лунатизмом. Она могла встать ночью и бродить, ничего перед собой не видя.
В 13 лет Ахматова знала наизусть в оригинале произведения французских поэтов Бодлера, Верлена и т.д. В 1904 году Ахматова познакомилась с Николаем Гумилёвым. И он четыре раза делал ей предложение руки и сердца, но она отказывалась. Современники считали, что он не мог похвастаться красивой внешностью, однако большего донжуана, чем был Гумилёв, нельзя себе представить. Из-за отказов Ахматовой Николай Гумилёв дважды покушался на самоубийство, к счастью, тщетно. В конце концов, в апреле 1910 года Анна Ахматова с Николаем Гумилёвым обвенчались в сельской церкви под Киевом. Но молодой муж очень скоро уехал в Эфиопию. А дальше происходит очень важное событие – она прочитала сборник директора Царскосельской гимназии Иннокентия Фёдоровича Анненского «Кипарисовый ларец». После прочтения этой книги Ахматова говорила, что обрела новую гармонию стиха, в стихах Анненского она почувствовала глубочайший психологизм. Ахматова усвоила в себе всё богатство русского психологического романа, а конкретно Тургеневского, Толстовского и даже Достоевского. Её стихотворение из восьми-двенадцати строчек представляет собой новеллу.

«Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо».

Здесь совершенно фантастическая точность деталей. Даже в её первом сборнике «Вечер» присутствует эта точность деталей.

«Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе».

То есть, обратите внимание, не просто на стволе, а всё-таки на стволе корявой ели, и не просто дорога, а шоссе – это мощная метафора.
Анненский научил Ахматову психологизму и новой гармонии. Основная ценность творчества Ахматовой в том, что её поэзия показывает, что можно написать о вечных ценностях так точно, выразительно и с такой краткостью, как не удалось никому в ХХ веке. В 1914 году в журнале "Русская мысль" поэт и литературовед Николай Недоброво написал статью об Ахматовой, которую сама поэтесса считала лучшей, когда либо написанной о ней статьёй.
Далее Ахматова обрела своего биографа в лице Лидии Корнеевны Чуковской, которая впоследствии написала трёхтомник «Записки об Анне Ахматовой». Чтобы больше и лучше узнать и характер самой Анны Андреевны и то, в каких условиях рождалось её творчество, С.Б. Джимбинов посоветовал всем собравшимся прочитать книгу воспоминаний Л.К. Чуковской.
Также интересные сообщения о жизни и творчестве Анны Ахматовой подготовили участники и гости ОЛРС: поэт Виктор Калигорский, доктор социологических наук Елена Поканинова, писатель Эдуард Шульман, преподаватель Игорь Ким и другие.
А доктор филологических наук Владимир Иванович Аннушкин исполнил под гитару несколько песен на стихи Ахматовой.

Л. Шилов. Анна Ахматова в Комарове. 9 мая 1965 г

Слушатели остались под сильным впечатлением от прозвучавших записей голоса Анны Андреевны. Недаром Осип Мандельштам писал, что стихи Ахматовой «сделаны из голоса, составляют с ним одно целое». Во второй части вечера был объявлен конкурс на лучшее прочтение стихотворений Ахматовой.
По итогам конкурса чтецов букинистические призы получили:
1 место) поэтесса Виктория Шпак – собрание сочинений Н.В. Гоголя (8 томов, 1880 год издания).
2 место) Елена Поканинова – Г.А. Эль-Регистан «Стальной коготь» (1940 год издания)
3 место) психолог Ирина Голынина – книга рассказов Н.Г. Короленко.
4 место) Виктор Калигорский – книга Андре Моруа «Литературные портреты».

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы