ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / «Я грядущему гимны пою!» Заседание ОЛРС, посвящённое творчеству Максима Горького

«Я грядущему гимны пою!». Заседание ОЛРС,
посвящённое творчеству Максима Горького

5 ноября в клубе-ресторане ЦДЛ состоялась литературная встреча, посвящённая судьбе и творчеству Максима Горького. Главными докладчиками выступили: Сергей Андреевич Небольсин – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького, Елена Юрьевна Раскина – доктор филологических наук, автор исторических романов, Борис Андреевич Леонов – доктор филологических наук, преподаватель Литературного института им. А.М. Горького.

Темой выступления Е.Ю. Раскиной была общественная позиция Горького как активного защитника русской культуры в первые годы Советской власти. Е.Ю. Раскина отметила, что мнения о роли Горького среди писательской интеллигенции разделились:

«Как раз в этот период Горький оказался в глазах одних человеком, который зовёт служить большевикам. Это позиция Мережковского, озвученная им в специальном открытом письме к работникам издательства «Всемирная литература». И вторая позиция совпадала с тем, как понимал свою роль сам Горький - это спасение погибающей русской культуры и, прежде всего, именно тех, кто в 1920-х годах был на грани голодной смерти. Потому что, в основанных Горьким учреждениях, писатели могли собраться, побыть в тепле, что было очень трудно в то время. И все инициативы Горького позволяли писателям оставаться полезными обществу и молодёжи, которая хотела слушать их лекции. И в частности, хотелось бы сказать о грандиозном издательском проекте Горького - издательстве «Всемирная литература». Переиздать основные произведения мировой литературы, распределить издательский редакционный комитет по секциям. В это время вокруг Горького объединяются самые разные люди. Удивительно, что в 1918 году все были вместе: и представители, так называемой, аристократической культуры, и даже Мережковский в первый период до отъезда за границу был более или менее лоялен к Горьковским инициативам. И Николай Гумилев, расстрелянный в 1921 году, тоже в этот период рядом с Горьким. И Блок в этот момент тоже поддерживает Горького. И они формулируют основную мысль о спасении русской культуры. И Блок в годовщину гибели Пушкина произносит свою знаменитую речь о том, что если русская культура когда-нибудь возродится, то мы сейчас этому оказываем посильную помощь. В издательстве «Всемирная литература» было несколько направлений. Например, Гумилёв и Левинсон занимались французской литературой. Речь шла о переиздании классических произведений французских писателей и, конечно, об издании русских классиков и современных классиков. И вот, таким образом, благодаря инициативе Горького, судьба соединила людей противоположных убеждений. Монархизм Гумилёва и его крайне отрицательное отношение к Советской власти. Позиция Блока на этот счёт менялась, была разной во время написания поэмы «Двенадцать» и незадолго до смерти. Тем не менее, Горький оказался тем объединяющим звеном, который сумел собрать вокруг себя во имя спасения русской культуры самых разных людей: и аристократов, и представителей крестьянской литературы, и тех, кто сочувствовал большевикам. В этот момент ( с 1918 по 1921 годы ) объединённые Горьким писатели были едины в своей миссии, как они её себе представляли: сохранить все сокровища русской культуры и донести до потомков. И, надо сказать, что эта миссия Горькому блестяще удалась. Но почему же этот вполне благополучный период в общественной и творческой деятельности Горького резко оборвался? Общеизвестно, что в 1921 году в среде интеллигенции, в том числе литературной, происходит ряд арестов, вызванных Кронштадтским восстанием в Петрограде. Горький исполняет роль заступника. Опять всё та же миссия: «Я заступаюсь за людей самых разных убеждений, кем бы они ни были.». Горький сыграл огромную роль в том деле, которое называется сейчас, "Таганцевский заговор", когда писатель пытался спасти от расстрела Гумилёва. И отъезд или, как позже говорили некоторые исследователи, высылка Горького заграницу по одной из версий была связана с тем, что Горький слишком активно заступался за Гумилёва. И более того, писатель услышал в ответ: «Мы не собираемся целовать руку, которая направлена против нас». Эти слова приписываются Ленину в ответ на просьбу Горького спасти от расстрела Гумилёва. И самому Горькому намекнули, что слишком много он заступается и слишком часто пытается стягивать вокруг себя самых разных людей, пусть даже во имя самой высокой миссии, и поэтому он в своей стране больше не угоден. И Горькому мягко порекомендовали, что лучше ему уехать. Надо сказать, что период с 1918 по 1922 год останется в жизни Горького ярчайшим периодом, когда он выступает даже не как литератор, а как общественный деятель, как человек, который пытается примирить во имя будущего различные векторы русской культуры. И здесь он уже не большевик, и не аристократ, и не сочувствующий, он человек, который объединяет разрозненные литературные силы во имя самой высшей ценности – слова. Слова, о котором Николай Гумилёв сказал в стихотворении:

«Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова».

Деградация слова казалась и Гумилёву и Горькому самой большой опасностью, которая может случиться, это страшнее и войн и революций. И, чтобы этого не произошло, нужно было объединить, пытаясь сгладить противоречия всех писателей в одном лагере. Именно издательский проект Горького, который многим казался пустой затеей, тем не менее, был попыткой русского единства на культурной почве. И это одна из величайших заслуг Горького перед русской культурой».


Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.П. Чехов

В продолжение темы, начатой Е.Ю. Раскиной, профессор Литературного института им. А.М. Горького Борис Андреевич Леонов отметил, что масштаб личности Горького заключается не только в его природном таланте, но и в жизненном опыте, и огромном писательском трудолюбии: «Гончаров говорил: «Для того, чтобы написать роман, надо океан загнать в стакан». И чтобы говорить о Горьком, надо представить себе эту океаническую фигуру. Дело в том, что Горький – удивительно противоречивая личность, и его противоречие определяется не только внутренними борениями и сомнениями, но и эпохой, в которой он жил. Горький прошёл такие университеты жизни, что другому и не дано было никогда. Но не надо думать, что Горький сразу понял свою авторскую позицию и заявил о себе. Он находился в исканиях. Молодой Горький, с точки зрения образованных людей того времени, неуч, никакого образовательного учреждения не закончил. Но у него было большое желание сказать своё слово людям. У каждого писателя есть своя эстетика, которую он вырабатывает. И его ранние рассказы посвящены именно этому вопросы: Горький и эстетика художественного слова. Лев Толстой однажды, читая Горького, записал в дневнике: «Всю ночь читал Горького. Ложь, а оторваться не мог!» Это внутреннее состояние художника, который ощущает: в текстах Горького есть нечто такое, что привлекает читателя. Горький размышлял, что действительно необходимо человеку: ложь во имя спасения или правда, такая правда, от которой не хочется жить. Эпоха, которая выпала на время Горького, как раз и была такая двойственная: между правдой и ложью, а третьего не дано. Горький был человек крайностей. И если он за что-то брался или что-то полюбил, то любил до конца. Это не означает, что он не менялся с точки зрения восприятия жизни.

Меня удивляет «народная жилка» в Горьком. Он был человек труда, который выкладывался целиком. Он человек потрясающей работоспособности. Его знакомая вспоминала: «Горький работал очень много. Его сын Максим едва успевал перепечатывать многочисленные рукописи отца. За усердную работу Алексей Максимович шутя называл сына своим печатным станком». «Порядок у отца изумительный, - рассказывал Максим Алексеевич. – Встаёт он рано. Когда точно, никто не знает. Пьёт у себя чай наверху, не любит, чтобы его отрывали. Работает беспрерывно так до обеда. Когда ложится спать Алексей Максимович, мы тоже не знаем». Лучше всего работоспособность Горького показывает статистика. Например, 1928 год: написал 33 статьи, 3 очерка, сатирический рассказ, закончил второй том «Жизнь Клима Самгина». 1929 год: 24 статьи, 8 очерков, воспоминание, рассказ. 1930 год: 31 статья, 3 очерка, 3-й том «Жизнь Клима Самгина». Горький напряжённо трудился на протяжении всех писательских лет, - своё выступление профессор Б.А. Леонов закончил цитатой Горького: «Если бы я был критиком и писал книгу о Максиме Горьком, я бы сказал в ней, что сила, которая сделала Горького тем, что он есть, заключается в том, что он первый в русской литературе и, может быть, первый в жизни вот так лично понял величайшее значение труда. Труда, образующего всё ценнейшее, всё прекрасное, всё великое в этом мире».

С.А. Небольсин коснулся непростых творческих взаимоотношений М. Горького и И. Бунина. «Бунин на два года был младше Горького. Но для Горького Бунин был не настолько младшим современником, чтобы тот мог выступать в отношении Бунина в роли учителя. В каком-то смысле Бунин был Горькому соперником. В каком-то смысле Бунин был неприятен Горькому, как представитель сельской России. А Горького во время его полународнической юности крестьяне не приняли с его пропагандой и два раза поколотили. Конечно «Антоновские яблоки» мальчику, который прошёл трудовое испытание с кровавыми мозолями, нигде не учился, где-то пёк хлеб, может были бы и вкусны, но неприятен поэт «Антоновских яблок». Когда Горький вошёл в круг столичных литераторов, его талант сразу был принят. Но Бунин однажды в статье о Горьком задел писателя нарочитой фразой: «....культуры мы от него и не ждали». Бунин относился к Горькому с презрением за то, что Горький, по мнению Бунина, в чём-то ответственен за Октябрь и последующую ситуацию в стране».


И.А. Бунин (первый слева), А.М. Горький (третий слева)

«Я, например, считаю, что Горький совершил большой человеческий подвиг, - возразила поэтесса Галина Николаевна Дубинина. – Он возвращался в свою страну и знал, на что он себя как личность обрекал. Он знал, что если он вернётся, он ещё кого-то из писателей может спасти. Он остался со своей страной».

Встреча участников ОЛРС показала, что личность Горького и его судьба волнует и тех, кто глубоко и целостно знаком с его творчеством, и тех, кто читал лишь немногие произведения писателя. И у каждого свой, особенный Горький. Среди участников встречи был представлен широкий спектр мнений: Горький как трагическая фигура, как политическое знамя эпохи, как чисто большевистский писатель, как непревзойдённый драматург, и как одарённый поэт.

Образ Горького вдохновил на творчество и современных поэтов. Анна Олехнович и Александр Дыбин зачитали присутствующим стихотворения, в которых поэтически осмыслен жизненный путь великого писателя.

Прозаик, студентка Литературного института Елена Яблонская поделилась своими впечатлениями: «Моя родина - Ялта, Горький бывал в Ялте. И там очень много встречался с Чеховым и Толстым. И, по крайней мере, одна вилла, где и Чехов, и Горький, и Толстой встречались, пили чай находится прямо рядом с моим домом, где я родилась и прожила до 17 лет. Но каково же было моё удивление, когда два года назад я прочитала у Ходасевича, где именно один раз жил Горький. Тихая Санаторная – одна из двух моих любимых Ялтинских улиц. Вторую улицу Морскую, я полюбила за то, что напоминает мне Италию, Геную. Мне было десять лет, когда я прочитала сказки об Италии Горького. .... И я почти не удивилась, когда прочитала, что молодой Горький в конце 90-х годов XIX века снимал комнату в нашем доме на Виноградной 19, теперь улице Чехова. Горький был в моей жизни также постоянен, как и Антон Павлович. И когда мы ходили на пляж, то проходили мимо стелы на набережной, где выгравированы слова Алексея Максимовича: «Товарищ, знай и верь, что ты самый необходимый человек на земле. Делая своё маленькое дело, ты создаёшь действительно новый мир»».

«Горький, вероятно, одним из первых сказал о труде, - поддержала тему поэтесса и педагог Татьяна Шведовская, - что труд имеет одно из самых важных значений в жизни человека. Всё прекрасное создаётся именно трудом. Главное у Горького в отличие от, например, Шевченко или Некрасова, которые тоже писали о тяжести русской жизни, то, что в своих произведениях он в глубине души каждого героя, даже самого падшего, видит человеческую душу.

А когда я прочитала «Песню о Соколе», мне очень захотелось побывать на море. И я поехала именно в Ялту и думала о Горьком, вспоминала его строки. И я бы ещё хотела отметить талант Горького, как драматурга».

«Нас объединила здесь сегодня тема Горького, потому что Горький великий писатель, - подчеркнула участница встречи ОЛРС Лидия Жарова, - Мнения о нём могут быть самые разные, но все они не умоляют главного, что Горький есть и останется навсегда великим русским писателем».

«Тут уже много было сказано, что Горький человек из народа, что Горький – сам народ. Я считаю, что в этом и есть его ценность, как писателя, потому что он, действительно, жил среди народа и отражал жизнь людей, которые находятся на дне, - отметил актёр Владимир Пермяков, - За его плечами не было университетского образования, но был талант от Бога. Поэтому я считаю, что он внёс весомый вклад в нашу литературу, у него было своё лицо, своя индивидуальность. И когда началась революция, он, как и большинство россиян, верил, что она принесёт людям счастье. Это можно понять по его многим произведениям. Он был наполнен оптимизмом. Но ситуация стала складываться вопреки ожиданиям Горького. И тут, конечно, уже говорилось, что он заступался за писателей, выступал против репрессий, но не мог изменить политику власти. И надо отдать ему должное, что он не был приспособленцем, не боялся плыть против течения. И я к нему отношусь не только, как к великому русскому писателю, но и как к человеку, с большим уважением, любовью и теплотой!" - заключил В.Пермяков.

Секретарь ОЛРС Юлия Арешева подвела итог вечера строками из стихотворения Максима Горького, созданного в начале 1890-х годов:

«Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою».

Мир горьковских произведений изменчив, но в нём постоянно осуществляются процессы «разрушения» и «созидания» личностей. Талант Горького и его имя, вопреки всем мнениям и приговорам критики, навсегда останется в истории русской и мировой литературы.

В литературном вечере ОЛРС участвовали поэты: Андрей Гребнев, Александр Десницкий, Александр Живов, Жанна Лошманова, Жанна Варнавская, Елена Лабынцева, Инна Еремеева, Андрей Прохоренко, Ольга Яковлева, Дмитрий Терёшин, Александра Стасюк, драматурги: Константин Полянский, Наталья Якушина, Павел Соколов, Игорь Матвиенко, прозаики: Татьяна Медиевская, Марина Соколова, Вадим Суханов, фотограф Ярослав Шапошников, педагог Наталья Деревенщикова и другие.

Все присутствующие на литературном вечере могли насладиться звучанием классической музыки в исполнении студентов музыкального колледжа им. Шопена: Вячеслава Кирилюка (флейта), Татьяны Киляченковой (скрипка), Виктории Чикарнеевой (флейта). Также свои авторские песни исполнили поэтессы Наталья Панова и Елена Полякова.

По традиции среди участников встречи была проведена литературная лотерея. Призёрами стали:
1) Татьяна Медиевская – книга «День мира. 27 сентября 1960 года». (Первая книга из серии «День мира» была создана по инициативе Максима Горького 27 сентября 1935 года).
2) Елена Яблонская – книга «Рассказы» М. Горький. Издание 1903 года.
3) Татьяна Шведовская – книга «На дне» М. Горький. Издание 1903 года.
4) Жанна Лошманова – Литературно-художественный журнал «Пробуждение». № 7. Издание 1906 года.
5) Владимир Пермяков - Литературно-художественный журнал «Пробуждение». № 15. Издание 1906 года.
6) Анна Олехнович - Литературно-художественный журнал «Пробуждение». №12. Издание 1906 года.

Также были подведены итоги ноябрьского конкурса произведений ОЛРС.
В номинации "Короткий рассказ" лучшим был признан рассказ «День рождения». Автор Евгений Варламов.

Евгению вручаются следующие призы:
• литературная грамота
• трёхтомник А. Брема «Жизнь животных», издание 1866г.

В номинации «Стихотворение» первое место занял Юрий Розовский со стихотворением «Тузик». Юрию вручаются следующие призы:
• литературная грамота
• книга П.Бажова «Малахитовая шкатулка», издание 1949г. с автографом автора.

Победители не смогли присутствовать на ноябрьском заседании ОЛРС, но прислали его участникам приветственные слова. Призы победителям будут отправлены почтовой бандеролью.


Призы ноябрьского конкурса произведений ОЛРС

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы