ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Вдруг понимаю, что живу! Заседание ОЛРС, посвящённое свободе и творчеству

Вдруг понимаю, что живу! Заседание ОЛРС, посвящённое свободе и творчеству

- Характер человека определяет его судьбу, - сказал однажды Артур Шопенгауэр. Да и многие теперь считают, что мир состоит из сильных и слабых. Но я думаю, что главное в мире – наша доброта. Мы всегда должны помогать друг другу, быть внимательными к нашим ближним, и тогда наша жизнь станет гораздо лучше и солнечней. Мне вспоминаются строки из моего стихотворения «Алгоритм судьбы»:

…Как свою судьбу решить -
Нерешённая задача.
И, возможно, это значит,
Что ещё мне жить и жить!

- поэтесса Наталья Гай говорила очень искренне и эмоционально, что вызвало отклик в сердцах многих собравшихся 29 января в просторном зале клуба-ресторана ЦДЛ, стены которого украшены автографами талантливых писателей. В этом зале, пронизанном духом литературы и творчества, состоялось одно из самых ярких и интересных заседаний Общества любителей русской словесности. Заслуженные деятели искусства и совсем юные поэты, прозаики, музыканты, журналисты беседовали о творчестве, свободе воли человека и духовной стойкости. Проблема свободы воли издавна волновала человечество. В чём конкретно она заключается? Возможен ли полностью независимый человек, сам определяющий свою судьбу? Над этими вопросами было предложено задуматься участникам заседания. Желающих высказаться, подискутировать, а также поделиться своим взглядом на окружающую действительность оказалось очень много. Кандидат философских наук, пианист-композитор Валентин Матвеев рассказал о том, что его дедушке, Константину Венцелю, посчастливилось быть лично знакомым со Львом Толстым и обсуждать с ним темы, касающиеся религии и смысла жизни. И Лев Николаевич понимал свободу в чисто духовном смысле. Свобода воли не подчиняется внешним обстоятельствам, а зависит от причин, находящихся в душе человека. Жизнь человека, как существа конечного, будучи обусловлена рядом причин, предопределена. Но если человек осознаёт себя духовным существом, то для него не может быть и речи о несвободе. В тему обсуждения В. Матвеев прочитал одно из своих стихотворений «Молитва», на создание которого его вдохновили философские идеи Льва Толстого.

Секретарь заседания Юлия Маринина рассказала, как изменялись основные взгляды на проблему свободы воли в процессе истории. Ю. Маринина отметила, что Артур Шопенгауэр, также как и Лев Толстой, отделял свободу внешнюю от свободы внутренней. Внешняя свобода или свобода физическая — это отсутствие материальных препятствий к материальным же действиям. Внутренняя свобода понятие более тонкое, она подразумевает свободу и независимость духа от любых внешних обстоятельств. В подтверждение обоснованности подобных взглядов, Ю. Маринина привела пример из недавнего исторического прошлого. В период установления Советского государства многие поэты, философы, интеллектуальные деятели за свои свободные взгляды и за своё осмысление мира, не соответствующее тому курсу и той идеологии, на которую опиралось правительство, были либо репрессированы, либо насильно выдворены из страны, либо сосланы в концлагеря и даже расстреляны. Так печально сложилась и судьба талантливого историка и мыслителя Льва Карсавина, который был осужден и умер от туберкулёза в центральной больнице концлагеря Абезь неподалёку от северного полярного круга. По воспоминаниям современника Льва Карсавина, когда выносили гроб с его телом, заключённые в знак уважения опустились на колени. Дело в том, что, даже оказавшись в концлагере, философ не разочаровался в жизни, не потерял внутренней свободы и стойкости духа. Наоборот он писал сонеты и терцины, прославляющие Бога.
«И зло, и тьма лишь Блага недостаток.
Но Блага в них таинственный начаток».
Желание творить у Карсавина было настолько сильно, что даже несмотря на физическую слабость, вызванную болезнью, он работал каждый день. По записям современника: «Карсавин устраивался полусидя в кровати. Согнутые в коленях ноги и кусок фанеры на них служили ему как бы пюпитром. Осколком стекла он оттачивал карандаш, неторопливо расчерчивал линиями лист бумаги и писал — прямым, тонким, слегка дрожащим почерком. Писал он почти без поправок, прерывая работу лишь для того, чтобы подточить карандаш или разлиновать очередной лист бумаги». Другой религиозный философ Николай Бердяев считал тему свободы ключевой. «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства». Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Именно в творчестве человек может полностью раскрепоститься и действовать свободно. Творческий человек может сконструировать самые невероятные миры, наделить героя любыми качествами. «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы». Тайна творчества также «бездонна и неизъяснима», как и тайна свободы. Николай Бердяев был одним из тех деятелей интеллигенции, которые в 1922 году были высланы из страны, как неугодные Советской власти. Пароход, на котором пришлось уплыть Николаю Бердяеву и многим другим интеллектуалам, получил название Философского.

По вопросу о том, какие последствия иногда может повлечь за собой проявление человеком его свободной воли, высказался политолог Андрей Арешев. Он подготовил доклад о судьбе пассажиров Философского парохода и причинах их высылки: «Интеллектуальная жизнь в послереволюционной России не стояла на месте, отличалась динамизмом и резкостью сталкивавшихся мнений. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить только некоторые заголовки ставших впоследствии опальными философов и писателей: «...Не удастся никогда социализм» (лекция Н. А. Бердяева, прочитанная в Вольной академии духовной культуры в 1920 г.); «О допущении свободного обмена идей по любому вопросу» (передовая журнала «Летопись Дома литераторов» 1922 г., цитата: «...Если писатель должен быть благоразумным... тогда нет литературы»); Осенью 1922 г. из советской России было выслано около двухсот неугодных власти интеллектуалов: в их число входили инженеры, экономисты, врачи, писатели, журналисты, юристы, философы, преподаватели. 23 сентября, поездом Москва—Рига, отправилась первая крупная партия «инакомыслящих», в числе которых были известные философы Питирим Сорокин и Федор Степун. 29 сентября на борту парохода «Обербургомистр Хакен» уплыли в Германию Николай Бердяев, Семен Франк, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, Михаил Осоргин и многие другие. Через полтора месяца пароход «Пруссия» увез Николая Лосского, Льва Карсавина, И. И. Лапшина, Александра Кизеветтера. Судьба их сложилась по-разному: многие оказались в Праге, Берлине, Софии, Париже. Другие попали в Прибалтику. Эти люди сыграли большую роль в подъеме образовательного уровня в странах Восточной Европы…». Ознакомиться с полным текстом доклада А. Арешева вы можете на нашем сайте в рубрике «Конкурс». В продолжение темы драматург Зинаида Фомина выступила с сообщением о судьбе и творчестве одного из крупнейших поэтов 20 века Осипа Мандельштама. З. Фомина отметила, что Мандельштам был человеком свободолюбивым и не боялся выражать в творчестве свои истинные настроения и мысли. Мандельштам живо откликался на политическую ситуацию и события, потрясавшие общество. Первая мировая война, революция, гражданская война и диктатура большевиков толкали поэта на путь духовных и творческих исканий. Он писал антивоенные стихотворения, увлекался русским православием, а к 1930-м годам перестал пользовать иносказаниями в своей поэзии и стал выражаться открыто. Его произведения приобрели явную политическую окраску. В 1933 году поэт написал антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», за что и был наказан арестом и высылкой на Северный Урал. Жизнь Мандельштама трагически оборвалась в 1938 году в пересыльном лагере под Владивостоком. Поэт и исполнитель Сергей Агафонов отметил, что для того, чтобы человек в полной мере ощутил себя свободным и счастливым, ему очень важно иметь возможность жить в родных местах, быть ближе к природе. В качестве иллюстрации своих слов С. Агафонов зачитал одно из самых пронзительных и трогательных стихотворений крестьянского поэта Сергея Клычкова:

«…Прощай, родимая сторонка, Родная матушка, прости, Благослови меня иконкой И на дорогу покрести.

Жаль разлучаться с милой волей, Да не идти я не могу: Ведь никого уж нету боле На недокошенном лугу…»

Затем С. Агафонов ближе познакомил всех гостей заседания с историей жизни и взглядами Сегрея Клычкова.
Поэт и композитор Александр Карпенко, размышляя о свободе воли, также приводил примеры из жизни талантливых людей Серебряного века. А. Карпенко предположил, что свобода воли непосредственно опирается на силу человеческого духа. Чем сильнее и крепче человек духом, тем более он независим. А. Карпенко напомнил о Николае Гумилёве, который перед путешествием в Африку серьёзно заболел. Но, тем не менее, сила воли и желание поехать в Африку у него было настолько велико, что он превозмог физическую слабость, быстро оделся и отправился в путь. Георгий Иванов в воспоминаниях писал, что не поверил ушам своим, когда ему сообщили, что Николай уехал, поскольку несколько часов тому назад Иванов видел Гумилёва лежащим в бреду из-за высокой температуры.
По мнению А. Карпенко, вопрос о свободе воли в свете новых философских воззрений не является дискуссионным. Современные философы выяснили, что истина всеобъемлюща. Человек одновременно свободен, но в то же время зависим от характера, воспитания, генов, эпохи, в которой живёт, - заключил А. Карпенко и, решив поделиться с собравшимися своими философскими исканиями, зачитал некоторые из своих поэтических зарисовок:

«Раскручивая свиток лет
И жизнь незрячую итожа,
Я вспоминаю, как секрет,
Что жизнь и смерть – одно и то же.

Они всё время бродят в нас,
Друг другу возмещают ссуды,
Перетекая всякий раз,
Как благо в спаянных сосудах.
И возрождаясь наяву
В неистребимости природы,
Вдруг понимаю, что живу,
А Бог приходит и уходит…»

Одна из самых юных участниц заседания прозаик и ученица седьмого класса московской школы Мария Артёмцева сказала, что, несмотря на все наши ошибки и заблуждения, нашими поступками движет любовь. Мария прочла рассказ «Ангел» - искреннюю и трогательную историю о том, что настоящая любовь всегда предполагает жертву ради счастья близкого человека. И свобода воли, по мнению Марии, заключается в нашем стремлении к любви и добру. Далее на заседании ОЛРС выступили поэты Инна Еремеева, Юлия Великанова, Игорь Мухин, Дмитрий Дианов, прозаики Юрий Блинов, Джамиля Кукуева, Наталья Якушина и многие другие. Прозвучали авторские песни в исполнении Мунера, Александра Жукова и Евгения Попова. Выступления всех участников заседания были тепло и эмоционально восприняты слушателями.

Подводя итоги встречи, председатель ОЛРС Алексей Любченко вручил грамоты Общества:

1) Александру Николаевичу Карпенко за мудрость, красоту и духовное богатство поэтического творчества.
2) Марии Александровне Артёмцевой за искренность, трогательность и глубину чувств, отражённую в её произведениях.

Среди участников заседания была разыграна литературная лотерея. Победителями стали:

1) Поэт Игорь Мухин – приз букинистическая книга «Женщина в кривом зеркале», 1910-го года издания.
2) Поэт Александр Жуков – приз книга П. Флоренского «Имена».
Также призы получили поэт и постоянный участник ОЛРС Алексей Шекоян и драматург Зинаида Фомина.

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы