ОЛРС
Olrs.ru / Заседания / Собрание ОЛРС, посвященное А.Чехову

Собрание ОЛРС, посвященное А.Чехову

28 апреля в уютном зале клуба-ресторана ЦДЛ состоялось очередное заседание Общества любителей русской словесности. Участниками семинара были прозаики, поэты, студенты и аспиранты московских ВУЗов. Всего девятнадцать человек - десять членов ОЛРС и девять гостей беседовали на тему «Судьбы и нравы русской интеллигенции в творчестве А.П. Чехова»

Рассказ ученого секретаря Юлии Арешевой о жизненном пути классика, об основных этапах его творчества, его отношении к русской интеллигенции стал началом живого обсуждения темы семинара.
Вот некоторые цитаты из вступительной речи: - Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в купеческой семье. Его отец владел бакалейной лавкой. Мальчик помогал отцу в торговле. Вспоминая о своём детстве, Чехов говорил, что знал все существующие способы обвеса и обсчёта покупателей. Но также он знал наизусть все церковные службы, потому что отец водил его петь в церковный хор. Будучи гимназистом, Чехов увлёкся литературой. Он пишет забавные истории, очерки, водевили и отсылает их в юмористические журналы. К тому времени, когда Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, литература составляет основной заработок писателя. Чаще всего свои произведения Чехов подписывает легкомысленным псевдонимом Антоша Чехонте. В начале своего писательского пути Чехов сочиняет новеллы, которые привлекают читателя юмором и неожиданной фабулой. Его герои пестры и разнообразны. Большинство ранних чеховских историй таких как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» выдержаны в подобной манере. Но этим они отнюдь не исчерпываются. В историях Чехова уже тогда прослеживалась сюжетная глубина и философичность. Сквозь яркую мозаику ранних произведений отчётливо вырисовываются основные темы творчества писателя: возвышенное и низменное в повседневной жизни, человек и его общественный статус, контраст между внешним обликом человека и тем, что таится в его душе. Антон Павлович Чехов входил в русскую литературу в пору её блестящего расцвета. Он был младшим современником Некрасова, Достоевского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина. Годы его жизни – это время активной творческой деятельности Л.Н. Толстого. Чехов пришёл в литературу с рано сложившимися убеждениями. Он не принимал господствующий правопорядок, отрицал его жизнеспособность, непоколебимо верил в прогрессивное развитие человеческого общества. Большое значение имела цельность его натуры, органическая слитность его личных, общественных и творческих устремлений и побуждений. Чеховым по большей части владело научно-атеистическое мировоззрение. В письме к редактору газеты «Новое время» Суворину писатель признавался, что видит в электричестве и паре больше пользы, чем в евангельских заповедях. Но в его произведениях мы часто сталкиваемся с духовными исканиями, сомнениями, обращениями к библейской тематике, вопросам о жизни и смерти (например, рассказы «Студент», «Архиерей»). В конце XIX начале ХХ века наступает новый этап в творчестве Чехова. Это время было периодом стремительного творческого роста писателя. Его рассказы становятся серьёзными, наполненными тонким психологизмом. Юмор и сюжетные коллизии уступают место рассказам, в центре которых процесс формирования характера героя, раскрытие его психологических качеств. В то время в творчестве Чехова совершается переход от сюжетного рассказа к рассказу, центром тяжести которого чаще всего становится демонстрация психологии героя, процессов формирования его характера. Место экстраординарных героев на страницах произведений Чехова занимают обычные, казалось бы, ничем не примечательные люди, духовное богатство и человечность которых пытается показать автор, как, например, в рассказе «Счастье». Каждое новое произведение Чехова активно обсуждается критикой, вызывает общественно-политические дискуссии. Творчество Чехова на данном этапе – это исследование различных сфер русской жизни, всё более глубокое постижение её противоречий. Одна из основных тем, появившихся в творчестве Чехова - тема интеллигенции, её нравы и роль в обществе. («Дуэль», «Попрыгунья», «Скучная история», «Дом с мезонином», «Невеста», «Рассказ неизвестного человека», «Палата №6»). В зарисовках из жизни интеллигентской среды Чехов описывал своих современников, их нравственные взгляды, задавался вопросом их будущей судьбы. Ю. Маринина предложила, что прежде чем начать обсуждение того, как тема интеллигенции отразилась в творчестве Чехова, следует разобраться с понятием интеллигенции вообще. И выяснить, кого во времена Чехова причисляли к интеллигентской среде? Сообщение на данную тему подготовила поэт Г. Чуглина.
Понятие "интеллигенция" произошло от слова латинского происхождения "intelligens", что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Считается, что слово "интеллигенция" впервые употребил древнеримский мыслитель Цицерон. Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то сможем прочесть там следующее определение: «С точки зрения социологии, интеллигенция - социальная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая». Первым представителем русской интеллигенции традиционно считается Пётр I, который привнёс в Россию идеи западного просвещения.
В последующую эпоху созданием духовных ценностей в основном занимались представители дворянской среды. Д.С. Лихачев считает «первыми типично русскими интеллигентами» дворян-просветителей Радищева и Новикова. В 19 веке в сферу интеллигенции вливаются представители различных социальных групп, так называемые разночинцы. Термин "интеллигенция" применительно к образованному классу стал популярен во второй половине 19 века. Первым этот термин употребил журналист П.Д.Боборыкин. Он перенял это определение из немецкой литературы, где интеллигентами называли ту социальную прослойку, представители которой работают в сфере интеллектуальной деятельности. Боборыкин вкладывал в термин "интеллигенция" особенное значение, меняющее смысл всего понятия. Русский интеллигент – это не просто работник умственного труда, а человек высокой интеллектуальной и этической культуры. Боборыкин считал, что русская интеллигенция кардинально отличается от европейской и является уникальным морально-этическим явлением, присущим только России. Характерные черты русского интеллигента: критика политического строя, чувство ответственности за судьбу своей Родины, активная общественная позиция, сопереживание «униженным и оскорблённым». К проблеме русской интеллигенции обращались многие известные мыслители начала ХХ века. В своей книге «Русская идея» философ Николай Бердяев отмечал: «Интеллигенция была идеалистическим классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь. Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем». Историк Георгий Петрович Федотов характеризовал интеллигента как человека, беззаветно преданного народу, искусству, идеям. Это человек, «положительно ищущий, за что бы пострадать, за что бы отдать свою жизнь. Непримиримый враг всякой неправды, всякого компромисса. Максималист в служении идее, он мало замечает землю, не связан с почвой - святой, беспочвенник (как и святой бессребренник), в полном смысле слова. Из четырех стихий ему всего ближе огонь, всего дальше - земля, которой он хочет служить, мысля свое служение в терминах пламени, расплавленности, пожара». «Интеллигенция наша как бы имеет совсем другую душу, чем какою живет народ, - заключил Василий Розанов - но теперь от этого получаются и практические последствия. Они прежде всего сказываются в том, что интеллигенция, рванувшаяся было так широко, самоуверенно и до известной степени счастливо к "преобразованиям"».

Проблема интеллигенции, её судьбы, кризиса и духовных исканий не оставляла равнодушным и Антона Павловича Чехова. Он отразил эту тему сквозь призму художественного творчества. Обсуждение темы интеллигенции в творчестве Чехова продолжила журналист С. Давыдова. Она отметила, что, в первую очередь, в своих произведениях Чехов сопереживает моральным и идейным установкам представителей интеллигенции, откликается на их душевные порывы. Он исследует, каким образом на душу и характер современного интеллигента влияют различные научные, философские и социальные идеи. Главное, на что обращает внимание писатель - это искренность и чистота души человека, независимо от его бытовых и социальных условий, в которых он вынужден жить. Если человек покоряется обстоятельствам, он теряет силу воли и способность сопротивляться. Равнодушие, паралич души – самое страшное наказание, которое воздает жизнь за потерю своего «я». В своих рассказах Чехов описывает гибель лучших представителей русской интеллигенции. Одним из таких «погибших» людей является персонаж рассказа «Попрыгунья» доктор Дымов. Он - представитель лучшей части русской интеллигенции, которую Чехов особенно ценил: человек он нравственный, благородный, героический труженик, патриот своей Родины. Ольга Ивановна, жена доктора, всю жизнь искала «великого человека». Но так и не разглядела, что человек этот находится рядом с ней. Она не оценила духовной силы и красоты мужа. Она вспомнила о таланте и душевной чуткости мужа только после его смерти. Ольга Ивановна так и не смогла понять, что ценность человеческой жизни заключается в самой жизни, а не в пафосе и напускном величии. Герой «Скучной истории» профессор интеллигент Николай Степанович перед лицом смерти осознаёт, что прожил свою жизнь впустую. Размышляя о прошлом, он пытается оправдаться перед собой, заново осмысливает своё гражданское поведение, деятельность в качестве учёного, семейную жизнь и делает вывод, что никогда не проявлял характера, а лишь подчинялся пошлости и обыденности, царившим и в его семье и в научной сфере. «Скучная история» – это жизненная драма с виду вполне успешного и уважаемого человека. Из всех произведений Чехова Томас Манн больше всего ценил именно «Скучную историю», он писал: «Это совершенно необыкновенная, чарующая вещь, во всей литературе не сыскать ничего похожего на неё, - такая она печальная и странная. Эта история, именующая себя «скучной», а на самом деле потрясающая, удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию старости, тем, что она вложена в уста старика молодым человеком, которому не было ещё и тридцати лет». Только в конце жизни Николай Степанович понял, в чём заключалась его ошибка в отношении к миру: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или Богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Если у человека нет конкретной цели, значит, не к чему и стремиться, жизнь теряет смысл и постепенно превращается в пошлое существование. В представлении Чехова интеллигенция, как общественный слой, деградирует и исчезает. Все её беды и неспособность сопротивляться обстоятельствам являются итогом потери самостоятельности. По мнению Чехова, интеллигенции как отдельного общественного слоя больше не существует, её представители теперь рассеянны среди буржуазных классов. Он сочувствовал её представителям, считая всё же, что многие из них - люди искренние, преданные делу, неравнодушные к страданиям ближних. Просто эти люди угнетены тяжёлыми внешними условиями, поэтому не могут больше просвещать общество и направлять его в сторону прогресса.

Студент РГГУ Н. Красавников, подчеркнул, что Чехов характеризовал русскую интеллигенцию исключительно как людей слабохарактерных, чуждых исконно-русской культуре и гибнущих от бездуховности. Даже в письмах друзьям он сетовал, что разочарован в интеллигенции: лицемерной, фальшивой, истеричной. С. Давыдова ответила, что всё это верно, однако Чехов по складу характера был оптимистом и верил в счастливое будущее интеллигенции. Он верил в лучших её представителей. И надеялся, что интеллигенция сможет пережить невзгоды и станет прежней - активной, деятельной. Не смотря ни на что, он видел «силу и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать». Конечно же, в жизни человека всё должно находиться в гармонии: и материальная и духовная сферы.
Продолжая линию предыдущего докладчика, аспирант Л. Савицкая представила выступление на тему: «Обретение смысла жизни в рассказе Чехова “Студент”». Сам писатель считал этот рассказ своим лучшим произведением. По воспоминаниям И. Бунина, Чехов в конце жизни с какой-то затаённой горечью говорил о своём литературном прошлом: «Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят: «А вот ещё есть писатель Чехов: нытик…» А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент». И слово-то противное: «пессимист»…» Чехов был медиком по образованию, он верил в позитивную науку, но в его творчестве прослеживается тоска по религиозным, философским идеалам. В рассказе «Студент» отчётливо видны евангельские мотивы. Иван Великопольский студент духовной академии, сын дьячка возвращается домой холодной осенней ночью накануне Пасхи. И пейзаж вокруг кажется ему унылым, а жизнь скучной, тяжёлой, полной страданий и никому не нужной. Он останавливается погреться возле костра. И вспоминается ему та ночь, описанная в Евангелии, когда апостол Пётр трижды отрёкся от Христа. Студент рассказывает эту историю двум деревенским женщинам. И они плачут. Потом студент отправился дальше, дул ледяной ветер, было по-зимнему холодно, а он вспоминал о Василисе: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. «Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого» <…> … и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Герой рассказа от уныния и пессимистических настроений приходит к осознанию истинного смысла жизни.

Подводя итоги заседания, председатель ОЛРС А. Любченко отметил актуальность вопросов, поднятых Чеховым в его творчестве. Проза и драматургия Чехова востребована не только в России, но и во всём мире. По популярности в качестве драматурга он является вторым после Шекспира. Чехов сумел увидеть и показать непримиримый конфликт интеллигенции с нравственными и социальными основами государственного строя, с бытовой пошлостью. Все герои Чехова – простые люди, никого из них нельзя назвать выдающимся человеком. Однако Чехов верил в каждого, в каждую личность – независимо интеллигенты это или мужики, - в них он видел силу и спасение. Не смотря ни на что, человек должен жить деятельной, духовно наполненной жизнью.

По окончании заседания все собравшиеся остались на дружеское чаепитие. Гости непринуждённо общались и читали вслух отрывки из своих любимых произведений Чехова.

На главную страницу
История Общества | Заседания | Конкурс | Фотоархив | Участники | Анонсы