Рождение
Меня разбудил полицейский.
- Ты в порядке? Парень, проснись.
- Да-да-да. Просто сплю – пришёл в сознание, приоткрыл глаза и увидел значок на фуражке, под козырьком чересчур круглые голубые участливые глаза.
- Может, помощь нужна? Идти сможешь?
- Да, ноги есть. Я в порядке, - сказал наобум.
- Так, лучше б, идти…
- Просто дайте, пожалуйста, пару минут, чтобы включиться. Кстати, доброе утро.
- Ага, доброе...
Полицейский исчез, глаза открылись, ворвался в них свет, нещадно раздражая сетчатку, мозг тяжко заворочался в черепе, ноги зашагали вдоль набережной Мойки, желудок сводило, благословенна пусть будет душа изобретателя солнцезащитных очков, заныли ссадины, на руках и ушибленная спина – последствия кубарем со спуска к воде, месту моего пробуждения, Исаакиевская площадь, солнце в зените так остервенело-радостно печёт в Питере только в конце июля, в тени узкого переулка заглянул в рюкзак: плеер и телефон разряжены в ноль, нетбук – нет, провод есть, приоритет музыки есть, симбиоз есть – подключил, бумажек для самокруток нет, а табак есть, есть пару кусочков шоколадки и жажда есть теперь…
Добрался до Гостиного Двора – там можно умыться и в чувства себя привести. Навстречу из здания вышел среднего роста мужчина, среднего телосложения, среднего возраста с «прекрасным» обедом: банка фанты, плюс сникерс – аж передёрнуло. Гигиена в общественном туалете почти двухсотлетнего торгового центра – лучше, чем ничего, почистил одежду. Отражение в зеркале: вид помятый, зато лицо без шишек, гематом и кровоподтёков. Живительная влага – святая жидкость вода, снаружи будет теперь не так тяжко.
Невский проспект в это время года, день недели и время дня почти что невыносим, выдерживать это я не собирался. В тени галереи Гостиного направил стопы перпендикулярно от, в сторону улицы Ломоносова.
Заражение
Заметил мужчину с объёмной стопкой картона, из которого обычно делают коробки для техники. Он просто сидел на гранитной скамейке, рядом со зданием Перинных рядов. Чутьё подсказало, что нужно оказаться с ним рядом. Я подошёл и спросил сигарету.
- Да, конечно, держи, присядь, покури, - предложил он, мельком, внимательно взглядом зацепился и протянул мне табачную палочку.
- Спасибо, - я улыбнулся и сел.
Выглядел этот человек не лучше меня, может быть чуть грязнее… На лице отображалась плотность почти безысходной грусти, благородный профиль покрыт бронзовым налётом частого уличного, руки натружены не ухожены, яркие глаза в пелене тоски.
- Художник? – эта догадка была непреложным знанием.
- Ага, - он вздохнул, продолжая просто смотреть вперёд, - вот, возьми ещё одну сигарету в путь, большим, к сожалению, помочь ничем не могу.
Он сказал это обречённо спокойно, а я ответил: «это более чем достаточно» и тоже, почему-то, вздохнул.
- Неприятности, друг?
И тут я узнал, что его презирает тёща и недолюбливает, в прямом смысле, жена, о стабильном недостатке материальных средств в «уличном артистизме» - вечная проблема: «зарабатывать» не хочется вообще, а уменьшение доли искусства в пользу ремесла душит. Ночь начинается, когда просыпается апатия, на мой взгляд. Я, в свою очередь, признался, что тоже музы раб, фанат идеи, жнец искусства в поле языка, короче – писатель. Захотелось срочно ободрить этого бедолагу, собрата, по этическим проблемам причин материальных неурядиц в какой-то мере. А что могу? – задал себе вопрос, - не советовать же всяческую общечеловеческую бесполезную требуху.
Просто начал читать стихотворение:
«Пощады не жди, друг.
Эта грусть может съесть тебя заживо.
Им всем только кажется, что в мечтах самих
есть хоть немного счастливого...»
- Нет, ну я понимаю, - видимо художник принял речь мою за возобновлённый диалог.
«И я прокляну тебя тут же,
если снова не сможешь на это отважиться…»
- Ты о чём это?
«Пощады не жди, друг!
Есть что-то сопливое
в твоём желании спрятаться
в социопатии, аскезах, алкоголизме или фантазии…»
- Нет, ну зачем же так сурово, - пробормотал; вскочил с места, сделал два шага в сторону и замер.
«Я найду тебя, кем бы ты ни прикинулся!
Пощады не жди, друг.
Я оставлю тебя без возможности выбора,
ты, выродок собственных иллюзий.
Твоим же грузом
я придавлю тебя
на холодном зеркале,
на пути
никуда.
И тогда…»
- Что? – дрогнувшим голосом отозвался мой неожиданный друг, обернувшись в каком-то ментальном ужасе перед бездной чего-то ещё неведомого.
«Пощады не жди,
ты, мой единственный друг.
Я заткну тебе уши, рот нос,
чтобы ты ничего не услышал,
чтобы ты ничего не учуял,
чтобы ты ничего никому не сказал.
Просто, друг, посмотри мне в глаза...»
Он смотрел мне в глаза, ошарашено, остолбенелый. Молчали. Минуту.
- Спасибо, я узнал много нового, - промолвил художник, всё ещё не решаясь двинуться с места.
- Мне останется только пожелать тебе удачи.
Улыбнулся ему, пожал руку этому человеку и двинулся дальше.
Внедрение
Снова в тень той же галереи опоясывающей здание Гостиного Двора, свернул за угол на улицу знаменитого архангелогородца, добрался до площади его же имени с бюстом самого Михаила Ломоносова в центре и взобрался на мост имени всё того же достояния науки и искусства Российской Империи XVIII века. В укрытии одной из четырёх башен, служивших раньше опорами разводных пролётов переправы, взгромоздился на парапет ногами к Фонтанке и впал в некий ступор, обычно свойственный жителям стран, где сиеста является неотъемлемой частью распорядка дня, где жаркие да и просто солнечные дни не такая уж и ценность, а скорее всего бремя, свойственное зиме земель ближе к полюсу.
За спиной смешивались обрывки разговоров, топот, возгласы, рокот моторов и выхлопных труб, сигналов клаксонов, перед глазами, пусть и закрытыми, накалялся пейзаж архитектурных изысков раннего Петербурга, под ногами текла речка, по ней - туристические катеры, на них - приезжие, наслаждаясь прохладой воды, скучали, глазели, вкушая экскурсионную жвачку, усиленную громкоговорителями. Растворялся.
Какое-то количество временных единиц прошло. Из ступорной медитации меня вытащил едкий возглас, явно обращённый ко мне: «Да прыгай ты уже!»
Открыл глаза, посмотрел на полупьяного парня на открытой палубе прогулочного кораблика, который призывал меня воплотить, довершить, может быть, суицидальные фантазии или иных целей мнимую браваду. Судно приближалось к мосту, пьянка подходила к разгару, а развлечений, видимо, всё ещё не хватало.
«Только не на тебя, верно?» спокойно, но громко ответил на призыв, брошенный в мою сторону. Несостоявшийся провокатор спрятал глаза в соучастников их «праздника жизни» и не ответил.
Кораблик скрылся под пролётом моста, я окончательно вернулся в состояние восприятия того, что принято называть реальностью. Странно, эти ребята так активно и бездумно исторгают свои желания, ратуя, путь и неосознанно, на безопасность блефа, заведомую неисполнимость. Однажды, не отменяя стремлений, перестал загадывать желания, отказался просто от этой формы. Вспоминается размышление двухдневной давности: сотрудница - обычный администратор околосреднего достатка бросила как бы в сторону фразу: «я просто хочу феррари и виллу в Майами», я же, в свою очередь, подумал: «может ли эта милая, бесхитростная в основном, девушка показать Майами на карте Соединённых Штатов Америки, ежегодно платить налог объёмного двигателя машины и содержать саму виллу, без права перепродажи и сдачи в аренду этой движимости-недвижимости?..»
С этими рассуждениями в голове я слез уже с парапета, добрался до площади, известной своей криминальной славой в прошлом, и завернул на одном их «Пяти углов». Докуривая сигарету, подаренную уличным художником, пытался понять, чего же именно я хочу и выбор свой остановил на чашке тёплого чёрного чая с сахаром. Пробрался к «чёрному» проходу на платформы пригородных поездов, следующих с Московского вокзала и подоспел к электричке проезжающий через город-спутник, приходящийся отдалённым районом Санкт-Петербурга. Там, как вспомнилось, была назначена встреча с девушкой, влюблённой в моё творчество или меня целиком, что предстояло выяснить. Она выказала желание помочь с перепечатыванием рукописей и сообщила номер дома, улицу, номер квартиры и день. Двери закрылись, вагон дёрнулся, духота отступила, солнце клонилось к западу, уши жаждали музыки, а не вырванных из контекста реплик пассажиров, кокон замкнулся фоном плеера и взглядом через стекло окна.
К левому плечу несколько раз прикоснулись пальцы, обернулся и снял наушники:
- Молодой человек, ваш билет, - без агрессии потребовала контролёр.
- У меня нет билета.
- Куда вы едите? - последовал вопрос.
- У меня нет денег, но мне нужно добраться до станции, которая будет через одну.
- Ну, пройдите, тогда, пожалуйста, в конец состава, - удивившись спокойной реакции, женщина дала мне рекомендацию, как избежать проверки до конечной точки моего пути.
Послушался, вышел, перемахнул ограду, без труда нашёл нужную дверь в нужном доме, домофон, лестница, звонок, дверь...
- Здравствуй, спасибо, что дождалась. Найдётся у тебя чай? |