Я не люблю сочинений на заданную тему. Ленка Кольцова умеет писать заключения и делать выводы. Я смотрю на её уверенные движения и завидую её таланту.
Ленка всегда плохо готовилась к уроку или, как большинство в классе, вообще не готовилась. Все считали, что она обаятельная, поэтому ей везёт на оценки. Я тоже хочу быть обаятельной, но не могу. В восьмом и девятом классах я хорошо знала алгебру и геометрию и полкласса списывало у меня контрольные. Но у Ленки были главные таланты — уметь писать аккуратно — и этим талантом она пользовалась в первом классе — и быть обаятельной — за счёт этого таланта она жила с восьмого по одиннадцатый класс.
Вот к примеру на прошлом экзамене по литературе она была готова так: кудрявые волосы с жёлтой лентой, лежащей на месте ободка, выспавшийся вид и десять билетов из тридцати наизусть. Ленке достаётся один выученный билет, а один — вообще незнакомый. Ленка быстро и «с выражением» рассказывает первый билет и потом начинает волноваться, отчего вся комиссия бросается Ленку жалеть. Она сбивается в начале ответа, потом беспомощно смотрит на педагогов, у неё выступают слёзы, и красиво румянится лицо.
Одна учительница говорит: «Ну успокойся, Леночка: ничего страшного. Начни всё сначала. Ты же хорошо все рассказывала». Ленка пищит: «Я волнуюсь!» - и продолжает своё волнение.
Вскоре она выходит с пятёркой, с мокрыми от слёз, но безмятежными глазами и здоровым румянцем. Сейчас Ленка придёт в музыкальную школу, где мы с ней вдвоём из нашего класса учимся, и будет рассказывать девчонкам старше нас, что экзамен — ерунда! Дальше туда явится моя бледная личность и все недружелюбно промолчат, узнав, что у меня «четыре».
Ленка была пианисткой похуже меня, но у неё и здесь обнаруживался свой талант: она имела более сильный, чем мой, голос, хотя и не такой широкий диапазон. То есть низко я не могу петь, но голос во второй октаве поручают мне. Ленка же поёт на общих основаниях — «основным» голосом.
Ленка всегда весёлая, а я грустная. Но мы обе к четвёртому классу поняли, что не хотим учиться в музыкалке. Ленка мне сказала: «Я выписываюсь из музыкальной». Я пошла на свой фортепьянный урок, и когда меня спросили, почему весь сентябрь не появляется Лена Кольцова, я сообщила, что Лена будет выписываться. Учительница пережила свою реакцию сдержанно — так, что мне она не известна и записала в журнале против Ленкиной фамилии: «выбыла». В октябре мать дала Ленке квитанцию и денег заплатить за её учёбу. Тогда дочь начала разговор. Закончился он не в её пользу и на другой день Кольцова отправилась в музыкальную, сочинив историю, как она весь месяц жила у больной бабушки в Камне, и приготовив для убедительности слёзы. Входила она уже сдерживая искусственно вызванный плач.
Ленка сказала, что мне ничего не говорила насчет того, будет или нет учиться. Ленку успокаивала учительница и просила прощения за сделанную запись.
Недавно я встретила её в городе. Она выглядит соответственно своему возрасту, но и мало изменилась. Теперь она Елена Заславская. За руку с ней шла маленькая Ленка Кольцова в красной шапке с оборочками и румяными щёчками. Я была рада этой встрече. Ленка, может быть, права: сочинения надо писать именно на заданную тему. Она добыла своё счасть. Я ей завидую? Или просто за неё радуюсь?
|