Утро было морозным. Казалось, что зима еще прочно властвует в природе. Но вот поднялось солнце, теплые лучи его стали согревать и освобождать от зимнего плена землю.
По асфальтированному шоссе, разбрызгивая лужицы, неслась грузовая машина, выкрашенная в яркий красноватый цвет. По-видимому, водитель очень спешил. Но вот грузовик, въехав в станицу, сбавил скорость и вскоре уже был у ворот гаража. Скрипнули тормоза, автомобиль остановился. Шофер открыл дверцу и, вдохнув свежий ветер, не стал выходить из машины. Бывает, хочется вот так просто посидеть в кабине, когда не гудит мотор, послушать тишину…
Скоро весна – шестьдесят первая в жизни Петра Захаровича Заики. Немало дорог исколесился по стране. Шоферская биография его длится уже 32 года.
Еще до знакомства с этим человеком мне приходилось слышать о нем много хорошего. И вот, наконец, я видел его. Плотный, среднего роста, энергичный для своих лет человек. Поздоровавшись, он спрашивает:
- О чем же разговаривать будем?
- Да хотя бы о планах на двухтысячный год.
И, кажется, шутка расположила моего собеседника к непринужденному разговору.
Мы сидим с Петром Захаровичем в кабине и ведем неторопливую беседу. Он только что вернулся из рейса, ездил в Запорожье за кормораздатчиками для животноводческих ферм и теперь делится впечатлениями о поездке. А она была нелегкой, да и годы уже не те. О себе Петр Захарович рассказывает мало, но, слушая его скупые, короткие фразы, я живо представляю весь его жизненный путь – путь человека-труженника.
- Запах масла, солярки, нагретого металла, - говорит он, - мне знаком с детства. Отец, в то время работавший машинистом на железной дороге, часто брал меня с собой. А когда переменили место жительства и приехали в 1925 году в эти края, отец сменил профессию. Я же к тому времени почувствовал, что меня тянет только к машинам. По вечерам, подойдя к возвращающимся с поля трактористам, с вниманием прислушивался к их разговорам. И все мне было интересно.
В совхозе «Егорлыкский» я с первых дней его создания, и чтобы быть поближе к своей мечте, стал работать прицепщиком, а спустя некоторое время – трактористом.
Прошло два года. У трактора появился опасный соперник, который вытеснил его из моего сердца – автомобиль. И когда мне предложили поехать в Ставрополь на курсы шоферов, с радостью согласился. Окончив курсы, стал работать шофером и с тех пор не расстаюсь с баранкой…
Я украдкой рассматриваю лицо Петра Захаровича. Оно кажется усталым. Но вдруг вспыхнут глаза, улыбнется, и лицо сразу молодеет.
В суровые дни Великой Отечественно он пересел с бензовоза, на котором работал до войны, за руль американского «студебеккера» и вместе с артиллеристами ковал победу над фашизмом.
- Тогда от техники зависело многое, - говорит от. – и люди, управлявшие ею, проявляли чудеса героизма.
Да, эти руки умели не только трудиться. Петр Захарович освобождал Прагу, участвовал во взятии Берлина. И теперь на лацкане его парадного костюма сияют орден Славы, две медали «За отвагу» и много других наград.
После войны он снова вернулся в родной совхоз. Год назад стал пенсионером, но работу не оставил, хотя смена у него уже есть. Сын Николай решил пойти по стопам отца, работает самостоятельно и, говорят, получается у него неплохо.
Заканчивается день. На территорию гаража въезжали машины, из них выходили шоферы и группами и по одиночке шли по домам, чтобы, отдохнув, завтра снова продолжать свой нелегкий но нужный труд.
В заключение хотел добавить очень немногое. Петр Захарович Заика – один из лучших водителей совхоза «Егорлыкский». На своей машине «ГАЗ-53» он сделал 567 тысяч тонно-километров и сейчас трудится уже в счет 1971 года.
Пожелаем же ему многих счастливых километров!
|