Мне всегда хотелось узнать, какие зрительно-видовые ассоциации возникают у людей, когда они слышат слово «фашизм». Что они видят в этот момент своим мысленным взором?
Однажды мне это удалось, попросив рассказать группу студенческой молодежи. Ответы были такими, каких я и ожидал. Ну, да, ну да! Дымящие крематории Освенцима, дети и скелетообразные узники, казни, расстрелы… Всё так, все верно!
А как же представляется сегодняшний фашизм? Студенты задумались, кто-то вспомнил скинхедов, кто-то марши недобитых эсэсовцев на Украине и Латвии. И снова все верно!
И всё настолько неверно, настолько не выражает самой сущности фашизма, что я был в большой от этого грусти. Если не сказать, в тревоге. Очень удивлена была учащаяся молодежь, узнав, что фашизм не где-то, а с нами рядом, постоянно и повседневно. Мы сталкиваемся с ним и, даже не знаем, что столкнулись с фашизмом.
А все то, о чем говорила молодежь, это, так сказать, результат деятельности фашизма, который очень легко может восторжествовать при определенных условиях.
Но для начала я воспользуюсь отрывком из книги писателя, который познакомил нас со Штирлицем, ставшим народным героем.
«– Знаете, что такое фашизм, Ойген?
Тот пожал плечами: – Национальное движение передовых сил итальянского народа...
– В мире люди путаются: фашизм, национал-социализм, кагуляры...
– Путаются оттого, что плохо образованы. Разве можно ставить знак равенства между французскими кагулярами и арийским национал-социализмом?
– Можно, Ойген, можно... Я вам расскажу, как впервые понял значение слова «фашист» здесь, в Германии... Хотите?
Закурив, Ойген ответил:
– Почему ж нет, конечно расскажите...
Это было в тридцать втором, еще до того, как Гитлер стал канцлером... Я приехал в Шарлоттенбург, улочки узкие, надо было развернуться; возле пивной стояли две машины; вокруг них толпились люди в коричневой форме, они обсуждали речь Геббельса, смеялись, спорили, вполне, казалось бы, нормальные члены СА. Я спросил, нет ли среди них шоферов, чтобы те подали свои машины вперед, чуть освободив мне место. Нет, ответили мне, нет здесь шоферов... Я корячился минут пять, разворачивая свой «опель», пока, наконец, кое-как управился, а коричневые все это время молча наблюдали за мною, а потом спросили, где это я так лихо выучился владеть искусством проползания на машине сквозь полосу препятствий... Когда, припарковавшись, я вышел, двое коричневых из тех, кто смеялся надо мною, поприветствовали друг друга возгласом «Хайль Гитлер!», сели в эти злосчастные автомобили и разъехались в разные стороны... Когда нравится смотреть на страдания – или даже просто неудобства другого человека – это и есть фашизм... Но для вас, хорошо образованного, я уточню: это и есть настоящий национал-социализм...» ( «Приказано выжить» Ю.Семенов)
Оглядитесь вокруг, включите телевизор, войдите в Интернет, раскройте газету и вы увидите тысячи ежедневных проявлений фашизма в нашей жизни.
Вот высокопоставленный чиновник мчится с мигалками по улице, где изнывают в пробке тысячи сограждан. А что? Ему можно – он государственный человек. И плевать ему на всех остальных…
Вот милиционер сбивает на пешеходном переходе ребенка и не чувствует никаких угрызений совести. А что тут такого? Ему же помешали промчаться на скорости. Что в этом такого? Самое страшное, если дело до суда доходит, то ведь оправдают удальца, либо наказание будет смехотворное…
Вот зажиревшая чиновница отдела СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ гоняет еле передвигающую ноги старушку за какими - то нелепыми справкам…
Вот врач не оказывает помощь больному ребенку и он умирает…
Вот тонут дети на Азовском море, потому что те, кому доверены их жизни, пьяны в лоскуты…
У меня не хватит терпения перечислять все случаи того, что относится к фашизму, ибо во главе каждого такого случая стоит одно – РАВНОДУШИЕ к себе подобному. Подобному только внешне, ибо все мы принадлежим к человеческой расе. Одни равнодушно взирают, как «корячится» человек, другие считают себя выше других, ибо ОНИ сегодня хозяева жизни и им ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!
Еще в 1972 году казахский поэт Олжас Сулейменов, писавший всегда на русском языке, написал пророческое стихотворение « Fas est!» ( Это переводится с латыни, как «Всё дозволено!») Только произнесите это «Fas est» и не надо ничего говорить больше. Всё понятно без слов.
«Нам –
все дозволено!
Даже логика и аналогия
И право помнить –
Волчицей вскормлены
Ромул и Рем,
И повторяется из века в вечность
Лбы их пологие
И волчья серость,
Овечья серость
И бледный Рим!»
Все верно! С одной стороны наша овечья серость, с другой стороны серость волчья. Серость – РАВНОДУШИЕ! Так кто мы и в каком государстве мы живем?
Интернет стал частью нашей жизни. Только недавно мы отметили Великую дату – 65 лет Победы в Великой Отечественной Войне, которую равнодушно сократили до ВОВ. Многие литературные сайты и порталы объявили конкурсы к этому «празднику со слезами на глазах».
Жутко было читать на многих сайтах, что пишут СЕГОДНЯ о войне! Вот один из сайтов (по известным причинам я не буду их называть – засудят!). Среди присланных произведений – реабилитация генерала Власова, мелодраматический рассказ о любви карателя-эсэсовца и русской девушки, рассказ о «зверствах» советских войск в Прибалтике.
На другом сайте – история влюбленного юноши, создавшего партизанский отряд в Подмосковье. Действуют партизаны, словно в фильме о японских ниндзя, вооружены винтовками с глушителями и автоматами Калашникова…И мысль у командира только одна – вернуться в Москву к любимой девушке. А немцы мешают этому…
Еще на одном сайте первое место и приз ( сайт берет на себя расход по печатанию книги!) получает работа о любви, отрывок из большой книги! Чьей любви, спросите вы?
Германа Геринга и его жены Карин фон Канцтов! Каково?
Теперь за счет владельца сайта будет напечатана книга, которую автор назвал «Мой Геринг». МОЙ, понимаете!
По некоторым признакам можно судить, что автор принадлежит к национальности, что подверглась холокосту. Вы можете представить себе что - либо более абсурдное? И страшное?
А собственно, чему удивляться? Если у нас на экранах появляются фильмы, типа «Сволочи» и «Штрафбат», равнодушно искажающие историю, наверное, удивляться нечему. Fas est!
Я не имею ни малейшего желания очернять всех и вся! Есть еще НАСТОЯЩИЕ люди в России! И их много! Есть и законы…… Но боюсь только одного, что в один «прекрасный» момент серые хищники, встанут под знамена Большого Серого Волка и наша история повернет вспять! Не надо благодушествовать, что это «никогда не случится». В стране, где главенствует Fas est, все может случиться в короткий миг! Или история нас ничему не учит?
Закончить я хочу последними словами чешского журналиста Юлиуса Фучика, казненного гестаповцами в берлинской тюрьме: «Люди, будьте бдительны!»
|